В США руководство деятельностью образовательных учреждений осуществляется Штатами, делящимися на школьные округа. Во главе округа стоит Комитет, вкоторый избираются, как правило, бизнесмены и представители интеллигенции. В функцию Комитета входит решение всех вопросов, определяющих работу образовательного учреждения: бюджет, прием и увольнение преподавателей, их зарплата, отбор и рекомендации учебников и др.
В США образовательные учреждения обладают широкой автономией и имеют определенную независимость от органов управления. В результате они значительно отличаются друг от друга характером и качеством образовательных программ. Поэтому для обеспечения определенного базового уровня качества образования в стране широко применяется аккредитация учебных заведений. Она является средством осуществления неправительственной, экспертной проверки и инспекции учебных заведений, используемых образовательных программ.
В таблице 3.01 приведены характерные признаки, преимущества и недостатки централизованной и децентрализованной систем управления. В настоящее время наметилась тенденция создания и применения комбинированных систем управления, использующих положительные моменты централизованной и децентрализованной систем.
Резюме. Цели и задачи системы высшего образования определены законами Республики Узбекистан "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров". Эти задачи решаются в университетах, академиях и институтах. Для эффективного управления преобразованиями в сфере высшего образования необходимо партнерство между лицами, ответственными за разработку и реализацию образовательной политики на национальном и институциональном уровне, между профессорско-преподавательским составом и студентами, сферой труда, вузами и обществом. Конечной целью управления должно быть укрепление институциональной миссии высших учебных заведений путем обеспечения высокого уровня преподавания, подготовки кадров и проведения научных исследований.
Таблица 3.01
Характерные признаки, преимущества и недостатки систем управления [20]
Система управления | |||
Централизованная система |
Децентрализованная система | ||
1 |
2 | ||
• Централизованное руководство далеко (в прямом и переносном смысле) от образовательных учреждений |
• Руководящая власть распределена по местным органам управления и образовательным учреждениям | ||
• Образовательная политика централизована и принимается с минимальным согласованием с непосредственными исполнителями |
• Образовательная политика принимается на основе общего решения, удовлетворяющего развитие региона, общества и учебного заведения | ||
• Образовательная политика проводится по принципу: "Шеф всегда прав и должен давать нам распоряжения" |
• Образовательная политика внедряется потому, что имеет поддержку местных властей, так как является политикой местного уровня | ||
• Подчиненные боятся проявить инициативу, так как она "наказуема" |
• Инициатива и эксперименты широко поддерживаются и поощряются на местном уровне | ||
• Стиль руководства автократичный - сверху вниз |
• Стиль руководства демократичный, делегирование части полномочий сотрудникам в принятии решений | ||
• Неэффективная работа |
• Персонал, участвовавший в принятии решений, готов брать на себя ответственность и работать эффективно | ||
• Основной вид коммуникации: сверху вниз, как правило, руководящий монолог |
• Многосторонняя коммуникация, профессиональный диалог и конструктивное обсуждение | ||
• Широко распространены агрессивный, манипулятивный и пассивный виды поведения. Многие подчиненные боятся отстаивать свои права |
• Уверенное поведение подчиненных. Уважение прав человека рассматривается как необходимость | ||
• Концентрация власти приводит к несправедливому отношению к подчиненным, местничеству и произволу, злоупотреблению положением |
• Разделение власти, уважение прав человека и предоставление одинаковых возможностей предотвращает несправедливость со стороны руководителей, злоупотребление служебным положением | ||
• Единая установка в решении управленческих задач |
• Многообразие предложений по решению управленческих задач и выбор из них оптимального. | ||
3.2.1.Национальная модель подготовки кадров и принципы разработки ГОС
Основной целью всех наших реформ в области экономики, политики является человек. Именно поэтому дело образования, дело воспитания нового поколения, способного осуществить идею национального возрождения, будет оставаться делом государства, одной из самых приоритетных его задач (И. А. Каримов).
В развитых странах главная цель профессионального образования (в том числе и высшего) заключается в выпуске конкурентоспособных товаров и оказании конкурентоспособных услуг через подготовку квалифицированных кадров всех уровней.
Без конкурентоспособных специалистов не может быть и конкурентоспособной экономики.
В Узбекистане основой для решения данной проблемы является Национальная модель подготовки кадров. Она включает следующие основные компоненты:
- личность — главный субъект и объект системы подготовки кадров, потребитель и производитель образовательных услуг;
- государство и общество — гаранты подготовки ивостребованности кадров, осуществляющие регулирование деятельности и контроль за функционированием системы образования и подготовки кадров;