Хорошо осмысленное стратегическое видение готовит организацию к будущему, помогает установить долгосрочные направления развития.
Некоторые примеры заявлений о миссии высших учебных заведений приведены в таблице 1.01.
Определение целей. Результатом преобразования заявлений руководства о миссии и направлениях развития являются конкретные цели и задачи работы организации. Они должны быть напряженные, но достижимые. Как сказал Митчелл Лейбовиц (директор-распорядитель компании Pep Boys-Manny, Мое and Jack): "Если Вы хотите получить посредственные результаты, то установите посредственные цели".
Цели — это ориентиры, по которым прослеживаются качество работы и прогресс организации.
Разработка стратегии достижения целей. При разработке стратегии определяют главную управленческую проблему: как достигнуть эффективных результатов с учетом положения организации и её перспектив. Стратегия является средством достижения результатов. Это образ действий, которому должны следовать руководители для достижения целей и задач организации.
Стратегия организации состоит из совокупности взаимосвязанных действий и деловых подходов, направленных на решение главной управленческой задачи.
Схема фактической стратегии приведена на рис. 1.03.
Таблица 1.01
Примеры заявлений высших учебных заведений миссии
Высшее учебное заведение |
Заявление о миссии: |
2 |
3 |
Специальное высшее учебное заведение Германии |
-обеспечение функционирования и развития техники, технологий, науки и искусства посредством прикладных научно- исследовательских работ, преподавания и учебы; подготовка специалистов с учетом профессиональных потребностей рынка труда; -обеспечение тесной связи науки и практики (производство) с образовательным процессом; -эффективная организация образовательного процесса в более сжатые сроки. |
Университет Узбекистана |
-подготовка высококвалифицированных кадров по широкому спектру областей знаний, направлений и специальностей на базе современных достижений науки, техники, технологий, экономики, культуры и образования, а также поддержание знаний, умений и навыков специалистов на конкурентоспособном уровне; - выполнение фундаментальных и прикладных исследований по широкому спектру науки и на их основе производство новых знаний; -обеспечение тесной связи науки с образовательным процессом. |
Отраслевой Вуз Узбекистана |
-подготовка высококвалифицированных кадров для отдельной отрасли на базе современных достижений науки, техники, технологий, экономики, культуры и образования, а также поддержание знаний, умений и навыков специалистов на конкурентоспособном уровне; -выполнение прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок и на их основе производство новых научно-технических знаний; обеспечение тесной связи практики (производство) с образовательным процессом . |
Формирование стратегического видения и миссии, определение целей и принятие стратегии - это основные задачи процесса выработки направлений развития. Все это вместе образует стратегический план.
Внедрение и реализация стратегии. Внедрение стратегии — это в основном административная задача. Она включает в себя следующие основные аспекты [35]:
- Создание организации, способной успешно использовать стратегию.
- Разработка финансового плана, направляющего ресурсы в важнейшие для стратегического успеха области.
- Создание мотивации для людей, направленной на энергичное достижение поставленных целей.
- Увязывание системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей.
- Создание атмосферы и делового климата в организации, способствующих успешной реализации стратегии.
- Создание внутренней системы поддержки, позволяющей каждому члену организации изо дня в день эффективно выполнять свою роль.
- Введение практики и программ постоянного совершенствования (повышения квалификации или переподготовки).
- Введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления продвижением стратегии вперед и постоянного улучшения её реализации.
Административная задача состоит в достижении соответствия между тем, что делается, и тем, что необходимо выполнить для эффективной реализации стратегии.
Миссия, цели и стратегия организации, а также подходы к реализации стратегии никогда не бывают окончательными. Оценка работы и осуществление корректирующих действий являются нормальными и необходимыми элементами непрерывного процесса стратегического управления.
Резюме. Стратегия управления базируется на решении пяти взаимосвязанных задач: формирование стратегического видения и миссии организации; определение целей; разработка стратегии достижения целей; внедрение и реализация стратегии; оценка работы, изучение новых тенденций и осуществление корректирующих действий. Эти задачи не решаются раз и навсегда, так как часто возникает необходимость проведения корректирующих действий в результате появления новых обстоятельств
2.1.1. Индивидуально-психологические качества личности
Что же такое индивидуальность? — Это свойства личности, обуславливающие особенности ее поведения и соответствие конкретным видам деятельности. Это биосоциальные особенности личности, ее неповторимость.
Именно с личностями, обладающими различными индивидуальными особенностями (темпераментами), приходится иметь дело руководителю. Знание типов темпераментов позволяет ему правильно соотнести возможности конкретной личности с требованиями той или иной деятельности, избрать адекватные формы и методы общения, эффективнее организовать коллектив.
Различают следующие типы темперамента: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Сангвиник: быстро сходится с людьми и активно вступает в контакт с ними; не любит однообразной работы и легко переключается с одного вида деятельности на другой; жизнерадостен, легко контролирует свои эмоции и быстро осваивается в новой обстановке. Говорит громко, быстро и отчетливо, сопровождая речь выразительной мимикой и жестами. Неравнодушен к комплементам по поводу своих умственных способностей.
Флегматик: ровен в поведении и ему чужды не взвешенные и скоропалительные решения; медленно переключается с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях и малоактивен. Для побуждения к действиям ему нужен мощный толчок извне. Ему присущи терпение и самообладание. Говорит спокойно, без резко выраженных эмоций.