4. Типовые программы учебных дисциплин. Данные учебно-методические документы разрабатываются в соответствии с требованиями к специалисту и минимумом содержания по каждой конкретной учебной дисциплине, предусмотренными ГОСом (государственный компонент), а также с учетом современных мировых достижений науки, техники и технологий, экономики, образования и культуры.
При разработке рабочих программ учебных дисциплин учитываются собственные традиции и научно-педагогическая культура, взаимодействие вуза с окружающей социальной, культурной и экономической средой (институциональный компонент). Важным моментом при разработке как типовых, так и рабочих программ учебных дисциплин, является определение и учет междисциплинарных связей.
В программах учебных дисциплин предусматривается основная и дополнительная литература, необходимая для проведения и выполнения на требуемом уровне различных видов аудиторных занятий, самообразования и самостоятельной работы студентов.
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплин учебного плана, квалификационных практик и выпускных квалификационных работ. Это - системная совокупность документов, определяющая содержание, методику проведения и (или) выполнения, а также контроль различных видов учебной деятельности преподавателей и студентов. К таким документам относятся:
- конспекты лекций;
- методические материалы по: лабораторным работам, практическим занятиям, семинарам, курсовым проектам (работам), домашним заданиям, самообразованию, квалификационным практикам, выпускным квалификационным работам и т.п.;
- наглядные пособия и иллюстративные материалы;
- программное и информационное обеспечение автоматизированных обучающих и контролирующих систем;
- организационно-методическое обеспечение контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов.
6. Расписание аудиторных занятий. Это — семестровый регламент проведения аудиторных занятий, разрабатываемый на основе рабочего учебного плана. Традиционно данный регламент предусматривает одновременное изучение нескольких дисциплин в течение всего семестра. В этом случае для дисциплин с небольшой аудиторной нагрузкой планируются 1-2 часа в неделю, что отрицательно сказывается на эффективности их изучения. Данный недостаток устраняется при модульной организации учебного процесса, когда на изучение дисциплин того или иного модуля отводится промежуток времени, меньший, чем семестр. В результате даже для дисциплин с небольшой учебной нагрузкой планируется не менее тести часов в неделю, что побуждает студентов к напряженному труду и способствует развитию их творческой инициативы.
Совокупность вышеуказанных документов является результатом этапа поисковых исследований и проектирования УВП на различных уровнях: Кабинет Министров Республики Узбекистан — Уполномоченный государственный орган по управлению образованием — высшее учебное заведение. На данном этапе устанавливается (проектируется) требуемое качество подготовки специалистов.
Что касается этапа реализации и контроля УВП, то на нем обеспечивается установленное качество. Его обеспечение в значительной мере зависит от управления УВП.
Причина любой неудачи — неумелое управление.
Резюме. Одним из важнейших этапов организации УВП является этап поисковых исследований и проектирования УВП. На нем разрабатывается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных документов, образующих нормативно-правовую и учебно-методическую базу УВП. Здесь устанавливается требуемое качество подготовки специалистов.
5.2.1. Педагогическое общение и стили педагогического руководства
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с обучающимися на занятиях и вне их (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата . (А.А.Леонтьев).
Важнейшей задачей преподавателя при реализации УВП является создание благоприятного психологического
климата в отношениях со студентами и между ними. Межличностные отношения в группе преподаватель должен формировать целенаправленно, особенно на начальной стадии до момента саморазвития коллектива. Для этого он должен обладать достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений: склонности и способности к установлению контактов и связей, понимания обучающихся.
По данным С. В. Кондратьевой существует определенная взаимосвязь между уровнем понимания преподавателем обучающихся и структурой его воздействий на них. Так, у преподавателя с высоким уровнем понимания на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателя с низким уровнем понимания -дисциплинирующего воздействия. Если преподаватель не уделяет достаточного внимания организации деятельности обучающихся, то ему впоследствии приходится тратить много сил и времени на поддержание дисциплины.
Беспорядок возникает не потому, что люди анархичны и хаотичны, а потому, что их деятельность бывает плохо организована [15].
Эффективность педагогического общения, а следовательно и УВП, зависит от собственной активности обучающихся на занятиях. Поэтому организующие и другие воздействия преподавателя должны быть направлены на развитие этой активности.
Важной частью эффективного педагогического общения является позитивное отношение к личности обучающегося и система приемов поощрения. Содержание и критерии приемов эффективного поощрения (по П. Массену, Дж. Конджеру и др. ) приводятся ниже.
1. Поощрение осуществляется постоянно.
2. Преподаватель сопровождает объяснением, что именно достойно поощрения.
3. Преподаватель проявляет заинтересованность в успехах обучающегося.
4. Преподаватель поощряет достижение определенных результатов и сообщает обучающемуся об их значимости.
5. Ориентирует обучающегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов.
6. Поощрение для данного обучающегося должно быть соразмерно затраченным им усилиям.
7. Преподаватель связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут впредь.
8. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.
9. Обращает внимание обучающегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей обучающегося.
Преподаватель в процессе педагогического общения осуществляет свои функциональные обязанности по управлению УВП. В этом плане отношения преподавателя со студентами в принципе аналогичны отношениям начальника с подчиненными (см. §4.1.1). При управлении УВП возможны те же стили поведения преподавателей, что и руководителей.