Престижность труда преподавателей базируется на трех "точках опоры":
- первая — квалификация преподавателя, его уровень культуры и духовности;
- вторая — моральная ответственность преподавателей за образованность и профессионалную квалификацию обучаемых;
- третья — материальное и социальное обеспечение, адекватные роли труда преподавателя в подготовке гармонично развитого поколения, в подъеме экономики через подготовку квалифицированных кадров.
В Национальной программе по подготовке кадров дается комплекс требований, образующий обобщенную модель современного преподавателя (рис. 4.03). Фундаментальными требованиями являются:
- умение преподавать (код 1.00)*;
* Кодирование комплекса требований использовано при разработке анкет по самоаттестации преподавательских кадров, а также при анализе результатов анкетирования.
- умение воспитывать (код 2.00);
- личностные качества (код 3.00);
- умение объективно оценивать и контролировать знания обучающихся (код 4.00).
На умение преподавать в свою очередь влияет множество доминирующих факторов:
- поддержка и атмосфера учебного процесса (1.01);
- психолого-педагогическая подготовка преподавателя (1.02);
- знание иностранных языков (1.03) как источников профессиональной информации;
- глубокие знания предмета, профессиональная компетентность и эрудиция (1.04);
- владение новыми педагогическими технологиями (1.05);
- научно-методическая (1.06) и научно-исследовательская работа (1.07) как источники новых методик и знаний;
- стремление к постоянному совершенствованию своей работы (1.08);
- знание нормативных документов системы непрерывного образования (1.09);
- владение компьютерными технологиями (1.10);
- информационная база (1.11) и ресурсы (1.12). Умение воспитывать базируется на высоком уровне культуры и духовности преподавателя (2.01), его личном примере поведения и престиже (2.02), чувстве патриотизма и долга (2.03). Чтобы формировать у обучающихся целостную картину мира, высокую культуру, духовность и планетарное мышление, преподаватель должен иметь широкую гуманитарную и гуманистическую подготовку (2.04), а также навыки организации учебно-воспитательной работы (2.05).
К личностным качествам преподавателя относятся требовательность (3.01) и справедливость (3.06), честность (3.02) и доброжелательность (3.05), общительность (3.07) и чувство юмора (3.03). Эти качества должны определять референтность (значимость) преподавателя (3.04) для обучающихся. Естественно, личностные качества влияют на умение преподавать и воспитывать.
Умение объективно оценивать знания обучающихся тесно связано в психолого-педагогическом плане с умением преподавать и воспитывать. Что касается механизмов объективной оценки, то преподаватель должен их знать и применять в совершенстве. Это рейтинг-контроль (4.01), умение разрабатывать и применять стандартизованные тесты (4.02) и др.
Такова обобщенная модель преподавателя, вытекающая из требований Национальной программы по подготовке кадров. Данной модели должны соответствовать преподаватели высшего образования.
Чтобы достичь этого соответствия, сначала необходимо ответить на вопрос: Что представляют собой преподаватели? Затем должны быть определены необходимые объем и содержание повышения квалификации или переподготовки преподавателей, обеспечивающие данное соответствие.
4.3.3 Требования к ресурсам
Национальная программа по подготовке кадров особое внимание уделяет развитию ресурсов образовательного процесса. Они должны обеспечивать требуемый уровень и качество образования, гарантии функционирования и устойчивого развития системы подготовки конкурентоспособных кадров в новых социально-экономических условиях.
Предусматривается многовариантное финансирование, как из бюджетных, так и внебюджетных источников. Оно позволит обеспечить повышение престижа и социального статуса преподавательской деятельности.
Значительное внимание уделяется увеличению доходов за счет платных образовательных услуг, предпринимательской, консультативной, экспертной, издательской, научной и производственной деятельности образовательных учреждений в соответствии с установленными задачами. Усиливается роль доноров и спонсоров в финансовой и материальной поддержке системы высшего образования и подготовки кадров.
Для обучающихся предусматривается создание механизма предоставления образовательных кредитов с гибкой системой их последующего погашения. Эти кредиты обеспечат для широких слоев молодежи доступность всех видов профессионального образования.
Особое внимание Национальная программа по подготовке кадров уделяет развитию материально-технической, компьютерной и информационной базы для всех видов образования. Одним из важных механизмов решения этой задачи при подготовке профессиональных кадров является обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства. В этом плане наука и производство должны выступать не только как заказчики кадров, но и как равноправные участники их подготовки на базе новейших достижений науки, техники и технологий, экономики и культуры.
Чтобы определить ресурсы, необходимые для обеспечения требуемого качества образования и подготовки конкурентоспособных кадров, нужно в первую очередь ответить на вопрос: Какое ресурсы имеет образовательное учреждение?
4.3.4. Самоконтроль компонент учебно-воспитательного процесса
Принципы оценки преподавательских кадров
Оценка деятельности преподавательских кадров является важнейшим инструментом в совершенствовании образовательного процесса. Знание своей оценки [29] положительно воздействует на формирование личности преподавателя, пробуждает его интерес к более глубокому познанию своего предмета и развивает стремление к повышению педагогического мастерства. Причем, если оценка проводится регулярно и объективно, то она превращается в действенное средство контроля, воспитания ответственности и развития индивидуального потенциала. Естественно, должен быть мотивационный аспект оценки, связанный с системой оплаты труда.
Оценка деятельности преподавателя является весьма сложной проблемой. Хотя, казалось бы, что в условиях рыночных отношений эффективность деятельности преподавателя можно определить потребностью и стоимостью подготовленных им специалистов. Однако это далеко не так. Во-первых, специалиста (выпускника образовательного учреждения) готовит не один преподаватель, а коллектив. Во-вторых, часто между конкретной педагогической деятельностью преподавателя по подготовке специалиста и ее конечными результатами временная дистанция огромного размера, т.е. обратная связь действует с большим запаздыванием.
Вероятно, оценка деятельности преподавателя должна осуществляться в масштабе реального времени и быть интегральным показателем системы "преподаватель (субъект педагогической деятельности) — профессиональная педагогическая деятельность — обучающийся (объект педагогической деятельности)".