рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
15

В целом адаптация принципов и методов TQM к сфере образовательных услуг позволяет выделить следующие виды деятельности.

1. Планирование качества:

- определение потребителей продукции и услуг вуза (абитуриенты, студенты, преподаватели, родители, предприниматели, предприятие, регион, общество);

- выяснение потребности потребителей;

- разработка характеристики продукции или услуг;

- доводка планов до исполнителей 2. Установление связей качества:

- инициирование видов деятельности для объединения усилий сотрудников;

- разработка средств обеспечения образовательного процесса;

- формирование коллектива преподавателей;

- формирование коллектива обучающихся;

- организация образовательного процесса в соответст­вии со стандартной схемой;

- разработка показателей качества.

3. Контроль за качеством:

- обеспечение измерений показателей качества;

- обеспечение анализа показателей качества;

- корректировка процесса в соответствии с заданным стандартом;

- импульс для тактического или стратегического совершенствования стандартного процесса.

4. Улучшение качества:

- создание инфраструктуры для непрерывного совершенствования процесса;

- выявление главных причин дефекта в образовательном процессе;

- создание бригады для реализации каждой инициативы по улучшению образовательного процесса;

- обеспечение мотивации рабочих групп;

- установление контроля над достижением целей;

- обеспечение непрерывного обучения рабочих групп. Однако надо иметь в виду, что чрезмерное увлечение статистическим контролем за качеством и технологией тактического усовершенствования процесса может нарушить баланс между творчеством и «заорганизованностью», поэтому надо чувствовать ситуацию, при которой следует вводить радикальные изменения в образовательный процесс.

Внутренним контуром системы управления качеством должен быть статистический контроль над процессом, измерение и сопоставление со стандартом показателей качества и управление процессом.

Вторым контуром управления тактической подсистемой является подсистема оперативного совершенствования образовательной технологии. Если стандартные корректировки процесса не устраняют выпуск «бракованной продукции», в системе TQM применяют процедуру реактивного усовершенствования. Для чего необходимо:

- выбрать тему работ по усовершенствованию;

- собрать и проанализировать информацию;

- выявить главную причину встречающегося дефекта;

- спланировать и внедрить решение в образовательный процесс, т.е. предотвратить возможность повторного появления главной причины обнаруженного дефекта;

- оценить эффект нововведения, т. е. убедиться путем наблюдения за показателями качества, что решение дало желаемый эффект;

- придать нововведению статус стандартного подпроцесса, т. е. заменить часть ранее существовавшего процесса на новый;

- провести анализ выполненной работы по усовершенствованию с целью недопущения выявленных ошибок при решении очередной проблемы.

В области качества образования выделяют три его составляющие:

- качество содержания образования (качество знаний, качество способов решения задач);

- качество методов обучения и воспитания (качество организации познавательной деятельности, качество мо­тивации познавательной деятельности, качество контроля над осуществлением учебной деятельности, качество контроля за результатом учебной деятельности);

- качество образованности личности (качество усвоения знаний, качество умений и навыков, качество усвоения нравственных норм).

Для обоснования структуры средств информатиза­ции образовательного процесса рассмотрим показатели качества образованности личности. Выпускники вуза хотят (об этом свидетельствуют социологические опро­сы выпускников, беседы с руководителями предприятий и организаций, анализ общих тенденций развития образования):

- получить знания в области технических, физико-математических, гуманитарных или социальных наук;

- уметь применять полученные знания;

- обладать навыками общения и лидерства, деловыми навыками;

- получить хорошую работу и обладать умением приспособиться к новой работе;

- получить образование бесплатно или по низкой цене.

В соответствии с этими потребностями в вузах при­нята следующая многоуровневая схема показателей качества образованности личности:

- оценка знаний учебных дисциплин;

- уровень системной компетентности (умение кор­ректировать и улучшать системы, умение вести мони­торинг и коррекцию деятельности, понимание взаимо­связи социальных, органических и технических сис­тем);

- уровень компетенции и распределения ресурсов (умение распределять: время, деньги, материалы, пространство, кадры);

- уровень технологической компетенции (умение выбирать оборудование и инструменты, осуществлять технический уход и диагностику, применять технологии для выполнения конкретных задач);

- уровень компетентности в работе с информацией (умение приобретать и оценивать знания, использовать компьютерные системы, организовать и поддерживать файлы, интерпретировать и передавать информацию);

- оценка базовых навыков (умение писать, читать, говорить, слушать);

- оценка качества личности (личная ответственность, самоуправление, коммуникабельность, самоуважение);

- оценка мыслительных навыков (умение творчески мыслить, принимать решения, предвидеть, умение учиться);

- оценка навыков мыслительного общения (умение работать в командах, обучать других, вести переговоры, ли­дировать).

Для каждой компоненты качества используется два количественных измерения — оценки в диапазоне от 0 до 5 и показатель класса (рейтинг). Очевидно, что ни одна учебная дисциплина не в состоянии перекрыть весь диа­пазон качества. Каждая учебная дисциплина, каждый модуль, каждая лабораторная работа или деловая игра могут быть ориентированы на достижение только части показателей качества. Поэтому разработчик соответст­вующего учебного модуля должен планировать компо­ненты качества, которые могут быть приобретены при работе с этим модулем, и способы вычисления (определения) показателей качества. Переход к TQM требует качественного изменения отношения преподаватель-студент. Например, студент как потребитель будет ожи­дать от педагога, что он:

- будет уважительно относиться к нему;

- будет честен и равен;

- предоставит в его распоряжение план и программу курса, требования к экзаменам, рейтинговую шкалу;

- будет регулярно посещать занятия, компенсировать их пропуск;

- составит удобное расписание;

- быстро возвратит экзаменационные и домашние ра­боты;

- обеспечит современным материалом, постоянно со­вершенствуя курс и объяснит его цели и задачи;

- будет заинтересованно относиться к студентам;

- своевременно начинать и заканчивать занятия.

С другой стороны, преподаватель ждет от студента, что он будет:

- уважительно относиться к нему;

- вовремя сдавать аккуратно оформленную работу;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту