- определения и оценки достижений обучающихся в изучении запланированных учебных целей;
- установления причин низких результатов обучения;
- оценки хода УВП и выработки корректирующих действий по устранению недостатков.
В зависимости от решаемых задач контроль подразделяется на три разновидности:
- текущий контроль — определение и оценка достижений обучающихся при выполнении лабораторных и практических работ, семинаров и коллоквиумов, домашних заданий и т.п.;
- промежуточный (или рубежный) контроль — определение и оценка достижений по лекционным занятиям, включающим раздел или несколько разделов дисциплины;
- итоговый контроль — определение и оценка достижений по дисциплине в целом (основные закономерности и положения, их практическое применение, достижения и перспективы развития и т.д.).
При реализации указанных разновидностей контроля для определения и оценки достижений обучающихся используются, как правило, следующие способы: устный, письменный и (или) тестовый контроль. Достоинства и недостатки этих способов контроля (по данным работы [62]) приведены в таблице 5.01.
Возникает вопрос: В каких случаях наиболее рационально применять тот или иной способ контроля?
Устный контроль имеет ряд функциональных достоинств. Он позволяет обучающемуся показать умение правильно выражать свои мысли, подтверждая их фактами и примерами, а преподавателям за счет дополнительных вопросов определить глубину знаний, уровень творческого мышления, способность самостоятельного суждения обучающегося. Данный способ целесообразно применять при контроле знаний, умений и навыков обучающихся Государственными аттестационными комиссиями по соответствующим дисциплинам и выпускным квалификационным работам. Что касается объективности устного контроля, то в этом случае она достаточно высока, так как Государственные аттестационные комиссии используют экспертный метод оценки.
Письменный контроль, также как и устный, дает обучающемуся хорошую практику изложения своих мыслей. Кроме того, согласно данным зарубежных исследователей (рис. 5.01), он обеспечивает лучшее запоминание изученного материала, чем остальные способы (контроль является продолжением процесса обучения).
Табл. 5.01 Достоинства и недостатки устного, письменного и тестового контроля
Вид контроля | Плюсы | Минусы |
1 | 2 | 3 |
Устный |
Простой и легко реализуемый в организационном отношении. Личный контакт педагога с обучаемым, диалог; Возможность использования педагогом дополнительных вопросов для более глубокой проверки. Устный ответ учащийся конструирует сам, поэтому в большей степени, чем на письменной контрольной работе, выявляет для преподавателя разные признаки качества знаний, в том числе: · умение спланировать предстоящий ответ; · умение отобрать и систематизировать для этого необходимые знания; · умение правильно выражать свои мысли, причем на языке данной науки; · умение подтверждать свои мысли примерами, фактами и, если надо, даже отстаивать их; · способность самостоятельного суждения. Позволяет использовать экспертный метод (комиссию) для повышения объективности оценки. |
По отношению к программе обучения (стандарту) контроль носит выборочный характер. Большие затраты учебного времени на проведение устного опроса всех учащихся, оценка в значительной степени субъективна. Низкая надежность оценки. Оценка, как правило, не расчленена на составляющие ответа (является слишком общей). |
Письменный |
Дает возможность документально установить уровень усвоения учебного материала. При разработанных четких критериях контрольных работ повышается объективность оценки. При определенных условиях оценки контрольных работ имеют высокую точность. Дает обучаемому практику в письменном изложении своих мыслей. Внешний письменный контроль имеет более высокую объективность. |
Значительные затраты времени педагога на проверку письменных работ. Затруднено использование компьютеров. |
Педагогическое тестирование |
Является инструментом объективного педагогического измерения, результаты которого не зависят от лица, проводящего тестирование (при правильной организации тестирования). Технологичен, позволяет осуществить сплошной контроль всего класса (группы) по объемному учебному материалу за сравнительно короткое время. Хорошо поддается автоматизации как сам процесс тестирования, так и процедура обработки и оформления его результатов. Возможен ввод результатов тестирования в компьютер с помощью сканирующего (считывающего) устройства и последующая автоматическая обработка результатов. Возможно использование компьютерных адаптивных (приспосабливающихся к испытуемому) тестовых систем, в которых каждое последующее задание выдается испытуемому с учетом выполнения предыдущего. Такие системы обеспечивают наибольшую точность педагогического измерения. |
Отсутствует общение педагога с обучаемым в процессе контроля знаний, что лишает обучаемого практики в устном формулировании ответов. Отсутствует возможность проявить эрудицию и знания сверхпрограммного материала. Трудность разработки качественных тестов. |
Что приобретается в процессе обучения посредством пера, превращается в плоть и кровь (Сенека).
Этот объективный способ контроля в виде письменных работ целесообразно применять при итоговом контроле знаний, умений и навыков обучающихся по многим дисциплинам учебного плана. Он эффективен и при промежуточном контроле.
Кроме контрольных работ, письменное изложение знаний студент осуществляет в следующей форме:
- отчеты по лабораторным работам, практическим занятиям, коллоквиумам и т.п.;
- конспекты по темам (или разделам), вынесенным на самообразование;
- аналитические рефераты по тому или иному вопросу раздела (или разделам) дисциплины, а также по темам самообразования;
- домашние задания: расчетные, расчетно-графические и другие работы;