рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
28

- определения и оценки достижений обучающихся в изучении запланированных учебных целей;

- установления причин низких результатов обучения;

- оценки хода УВП и выработки корректирующих дей­ствий по устранению недостатков.

В зависимости от решаемых задач контроль подразде­ляется на три разновидности:

- текущий контроль — определение и оценка дости­жений обучающихся при выполнении лабораторных и практических работ, семинаров и коллоквиумов, домашних заданий и т.п.;

- промежуточный (или рубежный) контроль — опре­деление и оценка достижений по лекционным заняти­ям, включающим раздел или несколько разделов дисциплины;

- итоговый контроль — определение и оценка дости­жений по дисциплине в целом (основные закономерно­сти и положения, их практическое применение, дости­жения и перспективы развития и т.д.).

При реализации указанных разновидностей контроля для определения и оценки достижений обучающихся ис­пользуются, как правило, следующие способы: устный, письменный и (или) тестовый контроль. Достоинства и недостатки этих способов контроля (по данным работы [62]) приведены в таблице 5.01.

Возникает вопрос: В каких случаях наиболее рацио­нально применять тот или иной способ контроля?

Устный контроль имеет ряд функциональных досто­инств. Он позволяет обучающемуся показать умение пра­вильно выражать свои мысли, подтверждая их фактами и примерами, а преподавателям за счет дополнительных вопросов определить глубину знаний, уровень творче­ского мышления, способность самостоятельного сужде­ния обучающегося. Данный способ целесообразно при­менять при контроле знаний, умений и навыков обу­чающихся Государственными аттестационными комис­сиями по соответствующим дисциплинам и выпускным квалификационным работам. Что касается объективности устного контроля, то в этом случае она достаточно высо­ка, так как Государственные аттестационные комиссии используют экспертный метод оценки.

Письменный контроль, также как и устный, дает обу­чающемуся хорошую практику изложения своих мыслей. Кроме того, согласно данным зарубежных исследовате­лей (рис. 5.01), он обеспечивает лучшее запоминание изученного материала, чем остальные способы (контроль является продолжением процесса обучения).

Табл. 5.01 Достоинства и недостатки устного, письменного и тестового контроля

Вид контроля

Плюсы

Минусы

1

2

3

Устный  

Простой и легко реализуемый в организационном отношении.

Личный контакт педагога с обу­чаемым, диалог;

Возможность использования пе­дагогом дополнительных вопро­сов для более глубокой проверки.

Устный ответ учащийся конст­руирует сам, поэтому в большей степени, чем на письменной кон­трольной работе, выявляет для преподавателя разные признаки качества знаний, в том числе:

· умение спланировать пред­стоящий ответ;

· умение отобрать и систематизиро­вать для этого необходимые знания;

· умение правильно выражать свои мысли, причем на языке данной науки;

· умение подтверждать свои мысли примерами, фактами и, если надо, даже отстаивать их;

· способность самостоятельного суждения.

Позволяет использовать эксперт­ный метод (комиссию) для повышения объективности оценки.

По отношению к программе обучения (стандарту) контроль носит выборочный характер.

Большие затраты учебного времени на проведение устного опроса всех учащихся, оценка в значительной степени субъективна.

Низкая надежность оценки.

Оценка, как правило, не расчленена на составляющие ответа (является слишком общей).  

Письменный

Дает возможность документально установить уровень усвоения учебного материала. При разработанных четких кри­териях контрольных работ повышается объективность оценки. При определенных условиях оценки контрольных работ имеют высокую точность. Дает обучаемому практику в письменном изложении своих мыслей.

Внешний письменный контроль имеет более высокую объектив­ность.

Значительные затраты времени педагога на проверку письменных работ.

Затруднено использование компьютеров.  

Педагогическое тестирование

Является инструментом объек­тивного педагогического измере­ния, результаты которого не за­висят от лица, проводящего тес­тирование (при правильной орга­низации тестирования). Технологичен, позволяет осуще­ствить сплошной контроль всего класса (группы) по объемному учебному материалу за сравни­тельно короткое время. Хорошо поддается автоматизации как сам процесс тестирования, так и процедура обработки и оформления его результатов. Возможен ввод результатов тес­тирования в компьютер с помо­щью сканирующего (считываю­щего) устройства и последующая автоматическая обработка резуль­татов.

Возможно использование компь­ютерных адаптивных (приспосаб­ливающихся к испытуемому) тес­товых систем, в которых каждое последующее задание выдается испытуемому с учетом выполне­ния предыдущего. Такие системы обеспечивают наибольшую точность педагогического измерения.

Отсутствует общение педагога с обучаемым в процессе контроля знаний, что лишает обучаемого практики в устном формулировании ответов. Отсутствует возможность проявить эрудицию и знания сверхпрограммного материала.

Трудность разработки качест­венных тестов.  

Что приобретается в процессе обучения посредством пера, превращается в плоть и кровь (Сенека).

Этот объективный способ контроля в виде письмен­ных работ целесообразно применять при итоговом кон­троле знаний, умений и навыков обучающихся по мно­гим дисциплинам учебного плана. Он эффективен и при промежуточном контроле.

Кроме контрольных работ, письменное изложение знаний студент осуществляет в следующей форме:

- отчеты по лабораторным работам, практическим занятиям, коллоквиумам и т.п.;

- конспекты по темам (или разделам), вынесенным на самообразование;

- аналитические рефераты по тому или иному вопро­су раздела (или разделам) дисциплины, а также по темам самообразования;

- домашние задания: расчетные, расчетно-графические и другие работы;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту