- курсовые работы и проекты;
- отчеты по научно-исследовательской работе (НИРС, УИРС и др.);
- отчеты по квалификационным практикам;
- выпускная квалификационная работа.
Указанные формы письменного изложения знаний, умений и навыков, а также их число по той или иной дисциплине определяются ее рабочей программой.
Тестовый контроль (педагогическое тестирование) является наиболее объективным и технологичным способом контроля. Он хорошо поддается автоматизации и требует небольших затрат времени. Однако тестовый контроль не обладает функциональными достоинствами устного и письменного контроля. Кроме того, имеются трудности разработки качественных тестов. Данный способ наиболее целесообразно применять при текущем контроле, когда за короткое время нужно проверить уровень усвоения знаний у большого числа обучающихся (экспресс контроль на лекциях, практических занятиях, лабораторных работах, коллоквиумах и т.п.). Он широко может применяться и при промежуточном контроле.
Рис. 5.01 Возможности запоминания информации при различных видах ее восприятия
Итак, как видно из вышеизложенного , при контроле УВП в целом должны сочетаться все способы контроля (устный, письменный и тестовый). Причем нужен системный подход при их планировании, разработке и применении.
В таблице 5.02 в качестве примера приведена матрица планирования контроля учебной деятельности студента по той или иной дисциплине. Контроль планируется по видам учебной деятельности (лекции, лабораторные работы, практические занятия, семинары, самообразование, домашние задания и т.д.) и по разделам дисциплины. Данная матрица разрабатывается преподавателем в соответствии с рабочей программой дисциплины и утверждается на заседании кафедры. В ней предусмотрены все способы контроля:
- устный, при защите курсовых работ или проектов, домашних заданий;
- письменный, в виде контрольных работ при промежуточном и итоговом контроле;
- тестовый, при экспресс контроле по различным видам занятий (лекции, лабораторные работы, самообразование и т.д.).
Планирование контроля учебной деятельности студента - это решение первой системной задачи. Вторая системная задача заключается в планировании учебно-методического обеспечения данного контроля, т.е. первой задачи.
В таблице 5.03 приведен пример матрицы планирования учебно-методического обеспечения контроля. В ней по видам учебной деятельности и разделам дисциплины предусматриваются соответствующие учебные и методические материалы, необходимые для обеспечения запланированных форм контроля. Это:
- учебная литература, учебные пособия для практических занятий и конспекты лекций;
- темы и структура контрольных работ по лекционному материалу (промежуточный и итоговый контроль) и практическим занятиям;
- материалы для экспресс - контроля (тесты, задания и др.) по различным видам учебной деятельности;
- темы самообразования, семинаров и рефератов;
- методические указания по выполнению домашних заданий, курсовых работ (или проектов) и т.д.
Указанные учебные и методические материалы разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедр в рамках учебно-методического обеспечения УВП.
Резюме. В процессе педагогического общения преподаватель осуществляет свои функциональные обязанности по управлению УВП. Эффект педагогического общения зависит от выбранного стиля руководства и мотивации студента (мотивации успеха, мотивации боязни неудачи, профессиональной мотивации). Важным механизмом в управлении УВП является систематический контроль ("обратная связь"), предназначенный для:
- определения и оценки достижений обучающихся в изучении запланированных учебных целей;
- установления причин низких результатов обучения;
- оценки хода УВП и выработки корректирующих действий по устранению недостатков.
При контроле УВП должны сочетаться устный, письменный и тестовый контроль, для чего необходим системный подход при их планировании, разработке и применению.
Движение Узбекистана на пути к рыночной экономике связано с коренными реформами во всех сферах деятельности государства и общества, в том числе и в системе образования. Эффективность процесса реорганизации высшей школы определяется не только признанием важности вузов как органов, аккумулирующих в себе весь опыт, накопленный предыдущими поколениями в различных сферах деятельности, и закладывающий предпосылки дальнейшего развития общества, но и созданием необходимых ресурсных условий для их эффективного функционирования.
Изменение основ организационно-управленческой деятельности вуза происходит параллельно с перестройкой экономики высшей школы. Ключевым моментом при оценке качества организации экономики вузов является исследование особенностей функционирования финансово-кредитного механизма. Это значит, что реальное удовлетворение республики в специалистах с высшим образованием зависит от объемов финансирования, которое в свою очередь определяется, во-первых, состоянием экономики государства и, во-вторых, образовательной политикой.
Высшая школа — развиваемая и саморазвивающаяся система.
Она призвана закрепить в новых поколениях опыт, накопленный за все этапы развития человечества и создать условия для дальнейшего развития культуры, науки и техники, общества в целом. Она функционирует в соответствии с присущими ей закономерностями и развивается под непосредственным воздействием социально-экономических и политических условий.
В рамках проводимых в республике реформ осуществляются специальные меры, направленные на коренное улучшение финансового обеспечения высшего образования, которые включают:
- поэтапное увеличение доли ВВП, направляемой в сферу образования и подготовки кадров;
- введение многовариантной (из бюджетного и вне бюджетных источников) системы финансирования системы подготовки кадров;
- развитие самофинансирования образовательных учреждений;
- стимулирование привлечения частных, а также иностранных инвестиций в сферу образования;
- формирование механизмов предоставления образовательных кредитов для граждан республики с гибкой системой их последующего погашения;
- усиление роли доноров и спонсоров в материальной поддержке системы непрерывного образования и подготовки кадров;
- обеспечение увеличения доходов образовательных учреждений за счет платных образовательных услуг, предпринимательской, консультативной, экспертной, издательской, производственной, научной и иных видов деятельности.
Реформы в сфере высшего образования, в том числе в части его финансово-экономической обеспеченности, основываются на принципе научной и экономической самостоятельности вуза.