рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
29

- курсовые работы и проекты;

- отчеты по научно-исследовательской работе (НИРС, УИРС и др.);

- отчеты по квалификационным практикам;

- выпускная квалификационная работа.

Указанные формы письменного изложения знаний, умений и навыков, а также их число по той или иной дисциплине определяются ее рабочей программой.

Тестовый контроль (педагогическое тестирование) яв­ляется наиболее объективным и технологичным спосо­бом контроля. Он хорошо поддается автоматизации и требует небольших затрат времени. Однако тестовый контроль не обладает функциональными достоинствами устного и письменного контроля. Кроме того, имеются трудности разработки качественных тестов. Данный спо­соб наиболее целесообразно применять при текущем контроле, когда за короткое время нужно проверить уро­вень усвоения знаний у большого числа обучающихся (экспресс контроль на лекциях, практических занятиях, лабораторных работах, коллоквиумах и т.п.). Он широко может применяться и при промежуточном контроле.

Рис. 5.01 Возможности запоминания информации при различных видах ее восприятия

Итак, как видно из вышеизложенного , при контроле УВП в целом должны сочетаться все способы контроля (устный, письменный и тестовый). Причем нужен сис­темный подход при их планировании, разработке и при­менении.

В таблице 5.02 в качестве примера приведена матрица планирования контроля учебной деятельности студента по той или иной дисциплине. Контроль планируется по ви­дам учебной деятельности (лекции, лабораторные рабо­ты, практические занятия, семинары, самообразование, домашние задания и т.д.) и по разделам дисциплины. Данная матрица разрабатывается преподавателем в соот­ветствии с рабочей программой дисциплины и утвержда­ется на заседании кафедры. В ней предусмотрены все способы контроля:

- устный, при защите курсовых работ или проектов, домашних заданий;

- письменный, в виде контрольных работ при проме­жуточном и итоговом контроле;

- тестовый, при экспресс контроле по различным ви­дам занятий (лекции, лабораторные работы, самообразование и т.д.).

Планирование контроля учебной деятельности сту­дента - это решение первой системной задачи. Вторая системная задача заключается в планировании учебно-методического обеспечения данного контроля, т.е. пер­вой задачи.

В таблице 5.03 приведен пример матрицы планирова­ния учебно-методического обеспечения контроля. В ней по видам учебной деятельности и разделам дисциплины предусматриваются соответствующие учебные и методи­ческие материалы, необходимые для обеспечения запла­нированных форм контроля. Это:

- учебная литература, учебные пособия для практиче­ских занятий и конспекты лекций;

- темы и структура контрольных работ по лекционному материалу (промежуточный и итоговый контроль) и практическим занятиям;

- материалы для экспресс - контроля (тесты, задания и др.) по различным видам учебной деятельности;

- темы самообразования, семинаров и рефератов;

- методические указания по выполнению домашних за­даний, курсовых работ (или проектов) и т.д.

Указанные учебные и методические материалы разра­батываются профессорско-преподавательским составом ка­федр в рамках учебно-методического обеспечения УВП.

Резюме. В процессе педагогического общения препода­ватель осуществляет свои функциональные обязанности по управлению УВП. Эффект педагогического общения за­висит от выбранного стиля руководства и мотивации студента (мотивации успеха, мотивации боязни неудачи, профессиональной мотивации). Важным механизмом в управлении УВП является систематический контроль ("обратная связь"), предназначенный для:

- определения и оценки достижений обучающихся в изучении запланированных учебных целей;

- установления причин низких результатов обучения;

- оценки хода УВП и выработки корректирующих дей­ствий по устранению недостатков.

При контроле УВП должны сочетаться устный, пись­менный и тестовый контроль, для чего необходим систем­ный подход при их планировании, разработке и применению.

Взаимодействие вузов, экономики и общества

Движение Узбекистана на пути к рыночной экономи­ке связано с коренными реформами во всех сферах дея­тельности государства и общества, в том числе и в сис­теме образования. Эффективность процесса реорганиза­ции высшей школы определяется не только признанием важности вузов как органов, аккумулирующих в себе весь опыт, накопленный предыдущими поколениями в раз­личных сферах деятельности, и закладывающий предпо­сылки дальнейшего развития общества, но и созданием необходимых ресурсных условий для их эффективного функционирования.

Изменение основ организационно-управленческой деятельности вуза происходит параллельно с перестрой­кой экономики высшей школы. Ключевым моментом при оценке качества организации экономики вузов явля­ется исследование особенностей функционирования фи­нансово-кредитного механизма. Это значит, что реальное удовлетворение республики в специалистах с высшим образованием зависит от объемов финансирования, ко­торое в свою очередь определяется, во-первых, состояни­ем экономики государства и, во-вторых, образовательной политикой.

Высшая школа — развиваемая и саморазвивающаяся система.

Она призвана закрепить в новых поколениях опыт, накопленный за все этапы развития человечества и создать условия для дальнейшего развития культуры, науки и техники, общества в целом. Она функционирует в со­ответствии с присущими ей закономерностями и разви­вается под непосредственным воздействием социально-экономических и политических условий.

В рамках проводимых в республике реформ осущест­вляются специальные меры, направленные на коренное улучшение финансового обеспечения высшего образова­ния, которые включают:

- поэтапное увеличение доли ВВП, направляемой в сфе­ру образования и подготовки кадров;

- введение многовариантной (из бюджетного и вне­ бюджетных источников) системы финансирования систе­мы подготовки кадров;

- развитие самофинансирования образовательных уч­реждений;

- стимулирование привлечения частных, а также ино­странных инвестиций в сферу образования;

- формирование механизмов предоставления образова­тельных кредитов для граждан республики с гибкой систе­мой их последующего погашения;

- усиление роли доноров и спонсоров в материальной поддержке системы непрерывного образования и подготовки кадров;

- обеспечение увеличения доходов образовательных учреждений за счет платных образовательных услуг, предпринима­тельской, консультативной, экспертной, издательской, про­изводственной, научной и иных видов деятельности.

Реформы в сфере высшего образования, в том числе в части его финансово-экономической обеспеченности, основываются на принципе научной и экономической са­мостоятельности вуза.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту