Благодаря им он может найти более эффективные формы и методы воздействия на работников в части их воспитания и самосовершенствования.
В процессе воспитания руководитель должен обеспечить решение следующих педагогических задач:
- умственное развитие (общее и профессиональное образование работников);
- нравственное обогащение (организация культурных мероприятий, решение этических проблем);
- комфортизация общения.
При этом необходимо придерживаться следующих педагогических принципов:
- стимулирование профессионального роста;
- развитие социального чувства и возбуждения жизненного оптимизма;
- увлечение благородными идеалами;
- совершенствование личностных качеств.
Технологии воспитательного воздействия являются основой управленческой педагогики.
Воспитательное воздействие должно базироваться на познании руководителем следующих факторов:
- культурно-образовательного уровня работника, его нравственного развития, профессионального и жизненного опыта:
- состояния телесного и духовного здоровья;
- индивидуально- и общественно-психологических качеств личности;
- социально-психологического климата в трудовом коллективе;
- реакции работников на морально-административные меры.
Естественно, воспитательное воздействие не должно быть общим и шаблонным, так как указанные факторы различные для каждой конкретной личности. Поэтому воспитательное воздействие должно быть адресным, что требует от руководителя знания разнообразных методов воспитания. Педагогически грамотное использование руководителем методов воспитательного воздействия обеспечивает направленное формирование чувств и навыков нравственного поведения работника.
Существуют следующие "технологические принципы" реализации воспитательного воздействия руководителем:
- психологическая обоснованность, т.е. прежде чем оказывать воспитательное воздействие на личность, нужно познать ее индивидуально- и общественно-психологические качества;
- моральная мотивация - это показ личного примера высокого морального поведения своим подчиненным, что позволяет руководителю требовать "делай как я";
- индивидуальный подход - это поиск в каждой личности присущей ей "золотого зернышка";
- адаптация к нуждам трудовой деятельности — это решение педагогической задачи по определению и эффективному использованию умственного потенциала работника;
- личная ориентация - это пробуждение в работнике сокровеннейших задатков и их максимальное развитие;
- системный подход - это всестороннее познание личности и выявление доминирующих факторов, влияющих на ее поведение.
Из форм управленческого воспитания необходимо отметить следующие:
- мировоззренческое просвещение, которое заключается в экономическом, правовом, нравственном и экологическом образовании, объем которого зависит от возраста, культурного уровня и опыта работы менеджера. Благодаря такому мировоззренческому просвещению закладываются духовные основы сознания;
- трудовое соревнование - это профессиональная состязательность, являющаяся мощным стимулом в повышении квалификации. Данная форма управленческого воспитания реализуется посредством различных конкурсов, рационализаторства и т.д.;
- участие в управлении - это привлечение рядовых работников к выработке и реализации управленческих решений (коллективное обсуждение проектов управленческих решений, участие на общественных началах в исполнительной деятельности и т.д.)
Руководитель, оказывая воспитательное воздействие на работников, должен исходить из рекомендации Г. Селье: "Не забывайте, что нет готовых рецептов для каждого. Все мы — разные люди и наши проблемы тоже разные".
2.2.2. Трудовой коллектив как социальная среда влияния на личность
Трудовой коллектив является одной из основополагающих социальных сфер (наряду с семьей и школой) утверждения личности.
Процесс формирования и утверждения личности происходит в системе семья — школа — трудовой коллектив, между элементами которой должна быть тесная связь, обеспечивающая преемственность и непрерывность процесса социального формирования личностно-деловых качеств. Существенная психолого-педагогическая нагрузка приходится на руководителя трудового коллектива. Он вместе с коллективом должен закрепить то лучшее, что приобрел молодой человек в семье и школе, нейтрализовать или устранить негативные стороны в его предшествующем формировании.
Воспитание в трудовом коллективе (в вузах — кафедра, научно-исследовательская лаборатория и т.д.) подразделяется на профессиональное, правовое, нравственное и эстетическое. Эти виды воспитания направлены как на создание коллективной ответственности работников, так и на обострение личной ответственности за результаты своего труда.
На сопричастность работника к трудовому коллективу влияют следующие факторы (объективные и субъективные) [66]:
- правильный выбор профессии;
- обеспечение делового взаимодействия;
- включение в здоровые неформальные отношения;
- оказание разнообразной консультативной помощи;
- справедливое материальное и моральное стимулирование;
- обозначение перспектив служебных достижений.
Все эти факторы наиболее эффективно решаются в рамках трудового коллектива.
Указанные факторы влияют также на адаптацию работника в трудовом коллективе. Существует несколько видов адаптации:
- профессионально-технологическая — это ознакомление работника с содержанием его деловых функций и особенностями их выполнения, исходя из профессиональных целей и задач коллектива;
- социально-психологическая — это ознакомление работника с традициями и характером межличностных отношений в трудовом коллективе, с его неформальными лидерами;
- служебно-этическая — это ознакомление работника с моральными ценностями и этическими правилами общения, принятыми в трудовом коллективе;
- педагогическая — это ознакомление работника с требованиями коллектива, связанными с профессиональным образованием и воспитанием его членов;
- управленческая — это ознакомление работника со структурой органов управления трудового коллектива, с должностной компетентностью конкретных руководителей и правилами управленческого общения с ними.
Для решения проблем указанной адаптации работника необходимо следующее:
- доброжелательное отношение к нему коллектива;
- наставничество и помощь в освоении профессии;
- хорошо оборудованное рабочее место и четкое объяснение правил трудовой дисциплины;
- вовлечение его в различные направления общественной жизни коллектива;
- мониторинг удовлетворенности работника результатами своей деятельности.
Резюме. Любому руководителю наряду с психологическими знаниями нужны определенные педагогические знания. Благодаря им он может найти более эффективные формы и методы воздействия на работников в части их воспитания и самосовершенствования. Воспитательное воздействие должно быть адресным и базироваться на соответствующих "технологических принципах". На профессиональное становление и воспитание личности существенное влияние оказывает трудовой коллектив.