- непрерывное образование — основа подготовки квалифицированных конкурентоспособных кадров, включающая в себя все виды образования, государственные образовательные стандарты, структуру и среду функционирования;
- науку — производитель и потребитель высококвалифицированных специалистов, разработчик передовых педагогических и информационных технологий;
- производство — основной заказчик, определяющий потребность в кадрах, а также требования к качеству и уровню их подготовленности, участник финансирования и материально-технического обеспечения системы подготовки кадров.
Личности, как потребителю образовательных услуг, через государственные образовательные стандарты гарантируется качественное образование и профессиональная подготовка. Задача личности заключается в эффективном использовании широких возможностей системы непрерывного образования.
Личность, как производитель образовательных услуг, получив соответствующий уровень квалификации, формирует и передает знания, умения и навыки при реализации учебно-воспитательного процесса.
Государство и общество гарантируют:
- реализацию прав граждан на образование, выбор профессии и повышение квалификации
- получение обязательного общего среднего и среднего специального, профессионального образования, с правом выбора направления обучения в академическом лицее или профессиональном колледже;
- право получения высшего и послевузовского образования на базе государственных грантов или на платно-контрактной основе;
- финансирование государственных образовательных учреждений;
- развитие общественного управления в решении задач по обеспечению условий учебы, быта и отдыха обучающихся;
- социальную поддержку участникам образовательного процесса и т.д.
Непрерывное образование создает необходимые условия формирования творческой, социально активной, духовно богатой личности и опережающей подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров. Оно включает следующие виды образования: дошкольное; общее среднее; среднее специальное, профессиональное; высшее; послевузовское и внешкольное образование; повышение квалификации и переподготовки кадров.
Основными принципами развития непрерывного образования являются:
- приоритетность образования - первоочередной характер его развития, престижность знания, образованности и высокого интеллекта;
- демократизация образования — расширение самостоятельности учебных заведений в выборе методов обучения и воспитания, переход к государственно-общественной системе управления образованием;
- гуманизация образования — раскрытие способностей человека и удовлетворение его разнообразных образовательных потребностей, обеспечение приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, гармонизации отношений личности, общества и окружающей среды
- гуманитаризация образования — формирование у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления;
- национальная направленность образования, заключающаяся в его органичном единстве с национальной историей, народными традициями и обычаями, сохранении и обогащении культуры народов Узбекистана, уважения к истории и культуре других народов;
- неразрывность обучения и воспитания;
- выявление одаренной молодежи, создание ей условий для получения знаний, навыков и умений на самом высоком уровне, развитие их таланта.
Наука в рамках Национальной модели подготовки кадров:
- генерирует идеи и производит новые фундаментальные и прикладные знания о закономерностях развития природы и общества для их использования в системе подготовки кадров;
- осуществляет подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации;
- создает инфраструктуру научно-исследовательского обеспечения процесса подготовки кадров;
- формирует базу данных по различным областям знаний для использования в образовательных информационных сетях.
Задачами производства в рамках Национальной модели подготовки кадров являются:
- определение номенклатуры, количества и показателей качества специалистов для обеспечения конкурентоспособности экономики;
- содействие системе непрерывного образования в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров путем предоставления имеющихся в его распоряжении материально-технических, кадровых, финансовых и иных ресурсов;
- развитие интеграции с образованием и наукой вразличных формах (учебно-научно-производственные комплексы, центры, технопарки, технополисы и т.п.).
Одним из важнейших элементов системы непрерывного образования, определяющим многие аспекты ее функционирования, является Государственный образовательный стандарт (ГОС). Он представляет собой многомерную конструкцию, отражающую общие характеристики направления (бакалавриат) или специальности (магистратура), требования к уровню подготовки, структуру и содержание образовательно-профессиональной программы, ее реализацию, контроль качества подготовки кадров и т.д.
Образовательный стандарт определяет цели и ценностиобразования, его содержание и результаты (требования куровню подготовки), основные характеристики образовательно-профессиональных программ, формативную структуру образовательного процесса, его объемную и временную структуру с ориентацией на поэтапное и итоговое диагностирование степеней достижения цели, уровень образования и образованности.
В соответствии с Национальной моделью подготовки кадров основными принципами разработки ГОС являются (рис. 3.01):
- гуманитаризация и гуманизация;
- фундаментализация;
- общеобразовательная и профессиональная подготовка;
- преемственность и непрерывность;
- опережающая подготовка;
- мобильность образовательно-профессиональной программы;
- академическая мобильность студентов;
- унификация блоков и групп дисциплин;
- привитие навыков самообразования;
- расширение возможностей продолжения образования;
- многоуровневый контроль качества.
Гуманитаризация образования направлена на формирование у обучающихся целостной картины мира, высокой духовности, культуры и планетарного мышления. В Национальной модели подготовки кадров решение указанных задач предусматривается через разработку ГОСов на основе современных достижений не только в науке, технике и технологиях, но и в естествознании, философии, этике и эстетике, истории, политологии, права, экономике, культуре, экологии и т.д. Современный специалист должен обладать широкими гуманитарными знаниями, определяющими его духовность и культуру. Специалист, лишенный нравственных начал, не способен отдавать отчет себе и обществу за реальные последствия принимаемых решений.
Гуманизация образования направлена на утверждение человека как наивысшей социальной ценности, раскрытие его способностей и удовлетворение разнообразных образовательных потребностей, обеспечение приоритетности общечеловеческих ценностей, гармонии в отношениях человека и окружающей среды. В ГОСах решение указанных задач предусматривается через разработку и реализацию учебных программ дисциплин с учетом человеческого фактора.