1.1.Наукоемкость управления
1.1.1. Общие положения
Управление сравнимо с человеческим мозгом, в котором сосредоточены созидательные возможности личности откуда дается команда к проявлению её творческих способностей [66].
Существует система идей, понятий, суждений о смысле управленческой деятельности, о принципах, формах и методах её цивилизованной реализации. По мере наращивания человечеством научно-технических, экономических и социальных достижений непрерывно происходит возрастание наукоемкое™ управленческой деятельности. С одной стороны, наука заинтересована в концептуальном обогащении управленческой деятельности, с другой стороны, практики-управленцы стремятся к научному осмысливанию своей деятельности, её теоретическому обоснованию.
Управленческая деятельность по своему содержанию и характеру играет интеллектуально упорядочивающую роль в жизни общества.
Смысл управления заключается в обеспечении объективных и субъективных условий в таком соотношении и сочетании, которое позволяет достигать поставленные цели. Поэтому хороший руководитель меньше командует людьми, а создает оптимальные условия, необходимые для их трудовой деятельности.
Руководитель — это менеджер, который работает с людьми, отвечает за их профессиональные достижения и безопасность, осуществляет организацию и координацию их усилий для решения задач [66].
Управление — это всегда власть, реальное возвышение над людьми, но власть должна быть разумной.
Для заурядных руководителей обладание властью является возможностью покомандовать людьми (и часто "наломать дров"), а для незаурядных руководителей — это сфера личной самореализации, проявления своей общественной полезности. Наличие высокопрофессиональных менеджеров является решающим условием эффективности работы коллектива.
Нормальное функционирование любой организации зависит от правильного распределения власти в управленческой системе.
Субординационная упорядоченность управленческой системы является важнейшим условием нормального функционирования любой структуры.
Рис. 1.01. Модель менеджера
Культурная образованность менеджера — это постоянная потребность быть в курсе наилучших достижений человеческой мысли и художественных творений, это его знания этики, эстетики, политологии, социологии и психологии. Антропологический подход в управленческой деятельности приводит к необходимости широкой культурологической подготовки менеджера.
1.1.3. Человековедческая компетентность менеджера
Человековедческая компетентность — теоретико-прикладная подготовленность менеджера к использованию систематизированных и адаптированных к управленческой деятельности антропологических знаний [66].
Антропологические знания необходимы менеджеру в общении и взаимодействии с людьми при выполнении своих профессиональных функций, а также для самореализации личностно-деловых качеств и достижения наилучших профессиональных результатов. Особенно они имеют значение в таких сферах деятельности, как образование, сервис, медицина, торговля и предпринимательство.
Человековедческая образованность менеджера — это система антропологических знаний, являющихся словесно-образной базой его менталитетной деятельности. К этой базе относятся:
- управленческая психология;
- управленческая педагогика;
- управленческая этика
- управленческая социология;
- управленческая конфликтология;
- управленческая риторика;
- управленческая ортобиотика;
- управленческая имиджелогия.
Человековедческая технологичность менеджера — это совокупность умений, благодаря которым антропологические знания реализуются в его практических действиях (сбор' информации, принятие управленческого решения, футурологическое проектирование, деловой спич и т.д.). Умение правильно использовать человековедческие технологии гарантирует менеджеру успех в применении антропологических знаний. К этим технологиям относятся:
- технология целеполагания;
- технология этического соотнесения;
- технология активной самореализации;
- технология личного увековечения и др.
Резюме. Управленческая деятельность по своему содержанию и характеру играет интеллектуально упорядочивающую роль в жизни общества. По мере наращивания человечеством научно-технических, экономических и социальных достижений происходит непрерывное возрастание наукоемкости управленческой деятельности. Смысл управления заключается в обеспечении объективных и субъективных условий в таком соотношении и сочетании, которое позволяет достигать поставленные цели. Поэтому хороший руководитель меньше командует людьми, а создает оптимальные условия, необходимые для их трудовой деятельности.
Управление — это всегда власть, от правильного распределения которой зависит эффективность функционирования любой организации. Независимо от должностных полномочий (распределения власти) существуют общие принципы управленческого поведения: компетентность, гуманность, инновационность, прагматизм и ортобиотичность. Что касается стиля управления, то он может быть автократический, бюрократический, демократический и аристократический.
Человековедческая компетентность менеджера определяется его теоретико-прикладной подготовленностью к использованию антропологических знаний в управленческой деятельности. Эта компетентность характеризуется человековедческой образованностью и человековедческой технологичностью менеджера.
1.2. Стратегия управления
Хорошая стратегия и хорошая реализация стратегии наиболее надежные признаки хорошего управления.
Стратегия управления базируется на решении пяти взаимосвязанных задач [60]:
1. Формирование стратегического видения, долгосрочного направления движения и конкретной миссии (роли), которую организация должна выполнить.
2. Преобразование стратегического видения и миссии в конкретные цели и задачи.
3. Разработка стратегии достижения поставленных целей и задач.
4. Квалифицированное и эффективное внедрение и реализация принятой стратегии.
5. Оценка результатов работы, изучение новых тенденций и осуществление корректирующих действий в отношении долгосрочных направлений развития, целей стратегии или методов её реализации в свете фактического опыта, изменяющихся условий, новых идей и возможностей.
Процесс формирования и реализации данной стратегии представлении рис. 1.02. Здесь предусматривается возврат от пятой задачи к предыдущим для пересмотра или усовершенствования принятых решений, если это необходимо.
Формирование стратегического видения и миссии организации. При решении этой задачи руководители организации должны дать ответ на вопрос: Что мы намерены сделать и чего добиться? В заявлении о миссии определяется характер деятельности организации и то, что она должна сделать для клиентов. Чтобы создать у своих работников "чувство цели", руководители доводят до них стратегическое видение организации и заявление о миссии.