- риска потери средств;
- размера ожидаемого дохода;
- соответствия поддерживаемой области деятельности целям развития общества, региона и вуза;
- потери вуза от изъятия средств из мероприятий по развитию вуза;
- дополнительных налоговых платежей из-за направления прибыли не на развитие образования.
Предоставление средств вуза другому юридическому лицу или внесение капитала в уставный фонд другой организации требуют обязательного решения Совета вуза.
Средства, поступающие в вуз в качестве оплаты государственного заказа за подготовку специалистов или как оплата дополнительных и прочих услуг, предоставляемых вузом, распределяются по общевузовским мероприятиям и структурным подразделениям через следующую последовательность:
- прогноз реального государственного и негосударственного финансирования;
- оценку поступления средств по источникам;
- выбор приоритетных направлений деятельности вуза;
- определение плановой потребности в расходах на оплату труда и выплату стипендий;
- планирование работ по обслуживанию территории, содержанию зданий, сетей и других объектов, имеющих общеинститутское значение;
- определение стоимости стандартного набора услуг служб управления и вспомогательных структурных подразделений, т. е. элементов достаточных для составления планового финансового бюджета вуза (внебюджетные средства, поступающие на централизованный субсчет, подлежат разделению на три части: поддержка общевузовских мероприятий, служб управления и обеспечения, основных структурных учебных подразделений), формируемого в соответствии с функциональной структурой расходов, установленной в республике для государственных организаций:
- текущие расходы, обеспечивающие деятельность организации в течение планового или отчетного интервала времени;
- капитальные расходы, обеспечивающие развитие организации;
- платежи по кредитам, обеспечивающие финансовые взаимоотношения с другими организациями.
Элементами текущих расходов являются:
—оплата труда, в том числе:
—основной оклад работников;
—надбавки к заработной плате;
—дополнительная оплата труда;
—оплата труда внештатных сотрудников;
—прочие денежные выплаты работникам;
—начисления на заработную плату, в том числе:
—взносы на государственное социальное страхование;
—взносы в Пенсионный фонд;
—взносы в Фонд обязательного медицинского страхования;
—взносы в Государственный фонд занятости;
—приобретение предметов снабжения и расходных материалов, в том числе:
—канцелярские принадлежности;
—мягкий инвентарь;
—прочие расходные материалы;
—командировки и служебные разъезды;
—оплата транспортных услуг;
—оплата услуг по связи;
—оплата коммунальных услуг;
—оплата прочих услуг, в том числе:
—текущего ремонта зданий и помещений;
—текущего ремонта оборудования и инвентаря;
—выплаты процентов по займам;
— трансферты населению, в том числе:
—выплаты пособий;
—стипендии;
—выплаты на питание;
—выплаты на поддержку летнего отдыха;
—прочие трансферты.
Капитальные расходы складываются из расходов на приобретение оборудования, капитальное строительство и капитальный ремонт.
Детализированными элементами капитальных расходов являются:
—приобретение оборудования, втом числе:
—производственного оборудования;
—непроизводственного оборудования;
—капитальное строительство, втом числе:
—жилищное;
—производственных объектов;
~ объектов социально-культурного и бытового назначения;
—административных объектов;
—капитальный ремонт, в том числе:
—жилого фонда;
—производственных объектов;
—социально-культурного и бытовых объектов;
—административных объектов;
—приобретение земли и нематериальных активов, в том числе:
—земли;
—нематериальных активов.
Финансовые взаимоотношения организаций учитываются через кредиты и оплату по ним. Элементы расходов, отражающие эту сферу деятельности, включают:
— предоставление кредитов;
— возврат кредитов.
Необходимым условием совершенствования системы финансирования высшего образования является повышение эффективности использования бюджетных средств. В этой связи особенно важно повышение уровня знаний, использование наиболее оптимальных форм и механизмов формирования и расходования финансовых средств и внедрение их в практику работы.
6.2.2. Внебюджетные средства вузов
Новая модель образования, переход к рыночной экономике потребовали и серьезных изменений в формировании финансово-экономических механизмов образования, в частности дополнения бюджетного финансирования средствами из внебюджетных источников.
В настоящее время деятельность вузов по привлечению дополнительных внебюджетных источников финансирования все больше приобретает коммерческий характер, хотя основная цель коммерческой деятельности по-прежнему состоит в обеспечении финансовой устойчивости вузов с целью сохранения и развития интеллектуального, учебного, научного, культурного и производственного потенциала. Следовательно, задача заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальные формы сочетания образования с коммерческим началом.
Существенным источником поступления финансовых средств, в высшую школу является оказание образовательных услуг в рамках государственных образовательных программ и стандартов. Это - прием в вузы на платной основе, подготовка специалистов по договорам с предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, что связано с решением множества вопросов экономического характера, в частности, касающихся размеров оплаты и сроков ее внесения, определения размера затрат и степени их компенсации, статей расходов денежных средств, юридически правильного оформления договоров, определения прав и обязанностей сторон, мер ответственности за несоблюдение договора, учета соотношения между «бесплатными» и «платными» студентами и т.д.
В условиях формирования рыночных отношений ценообразование в сфере подготовки кадров, определение стоимости подготовки специалистов приобретает совершенно новое звучание и нуждается в серьезном подходе, учитывающем три момента:
- нормативы бюджетного финансирования, по которым осуществляется подготовка специалистов по государственному заказу;
фактические затраты подготовки специалистов в данном учебном заведении, которые будут различаться по специальностям, месту положения вузов, квалификации профессорско-преподавательского состава, материально-технической базе и т.д.;
- оплата за подготовку может включать в себя сумму, превышающую затраты.
Для заказчика в соответствии с теорией человеческого капитала оплата подготовки специалиста - это вложения в человеческий капитал, инвестиции, которые обеспечивают будущие результаты, с экономической точки зрения денежные доходы. Естественно, в этих инвестициях есть определенный риск. Это означает, что, выплачивая вузу за подготовку специалистов сумму, превышающую затраты, заказчик тем самым делится с вузом будущим доходом, а вуз участвует в будущем распределении прибыли.