рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
33

- риска потери средств;

- размера ожидаемого дохода;

- соответствия поддерживаемой области деятельно­сти целям развития общества, региона и вуза;

- потери вуза от изъятия средств из мероприятий по развитию вуза;

- дополнительных налоговых платежей из-за направле­ния прибыли не на развитие образования.

Предоставление средств вуза другому юридическому лицу или внесение капитала в уставный фонд другой орга­низации требуют обязательного решения Совета вуза.

Средства, поступающие в вуз в качестве оплаты госу­дарственного заказа за подготовку специалистов или как оплата дополнительных и прочих услуг, предоставляемых вузом, распределяются по общевузовским мероприятиям и структурным подразделениям через следующую после­довательность:

- прогноз реального государственного и негосударствен­ного финансирования;

- оценку поступления средств по источникам;

- выбор приоритетных направлений деятельности вуза;

- определение плановой потребности в расходах на оп­лату труда и выплату стипендий;

- планирование работ по обслуживанию территории, содержанию зданий, сетей и других объектов, имеющих общеинститутское значение;

- определение стоимости стандартного набора услуг служб управления и вспомогательных структурных подраз­делений, т. е. элементов достаточных для составления планового финансового бюджета вуза (внебюджетные сред­ства, поступающие на централизованный субсчет, подле­жат разделению на три части: поддержка общевузовских мероприятий, служб управления и обеспечения, основных структурных учебных подразделений), формируемого в со­ответствии с функциональной структурой расходов, уста­новленной в республике для государственных организаций:

- текущие расходы, обеспечивающие деятельность организации в течение планового или отчетного интерва­ла времени;

- капитальные расходы, обеспечивающие развитие организации;

- платежи по кредитам, обеспечивающие финансо­вые взаимоотношения с другими организациями.

Элементами текущих расходов являются:

—оплата труда, в том числе:

—основной оклад работников;

—надбавки к заработной плате;

—дополнительная оплата труда;

—оплата труда внештатных сотрудников;

—прочие денежные выплаты работникам;

—начисления на заработную плату, в том числе:

—взносы на государственное социальное страхование;

—взносы в Пенсионный фонд;

—взносы в Фонд обязательного медицинского стра­хования;

—взносы в Государственный фонд занятости;

—приобретение предметов снабжения и расходных ма­териалов, в том числе:

—канцелярские принадлежности;

—мягкий инвентарь;

—прочие расходные материалы;

—командировки и служебные разъезды;

—оплата транспортных услуг;

—оплата услуг по связи;

—оплата коммунальных услуг;

—оплата прочих услуг, в том числе:

—текущего ремонта зданий и помещений;

—текущего ремонта оборудования и инвентаря;

—выплаты процентов по займам;

— трансферты населению, в том числе:

—выплаты пособий;

—стипендии;

—выплаты на питание;

—выплаты на поддержку летнего отдыха;

—прочие трансферты.

Капитальные расходы складываются из расходов на приобретение оборудования, капитальное строительство и капитальный ремонт.

Детализированными элементами капитальных расхо­дов являются:

—приобретение оборудования, втом числе:

—производственного оборудования;

—непроизводственного оборудования;

—капитальное строительство, втом числе:

—жилищное;

—производственных объектов;

~ объектов социально-культурного и бытового назна­чения;

—административных объектов;

—капитальный ремонт, в том числе:

—жилого фонда;

—производственных объектов;

—социально-культурного и бытовых объектов;

—административных объектов;

—приобретение земли и нематериальных активов, в том числе:

—земли;

—нематериальных активов.

Финансовые взаимоотношения организаций учитыва­ются через кредиты и оплату по ним. Элементы расхо­дов, отражающие эту сферу деятельности, включают:

— предоставление кредитов;

— возврат кредитов.

Необходимым условием совершенствования системы финансирования высшего образования является повы­шение эффективности использования бюджетных средств. В этой связи особенно важно повышение уровня знаний, использование наиболее оптимальных форм и механизмов формирования и расходования финансовых средств и внедрение их в практику работы.

6.2.2. Внебюджетные средства вузов

Новая модель образования, переход к рыночной эко­номике потребовали и серьезных изменений в формиро­вании финансово-экономических механизмов образования, в частности дополнения бюджетного финансирова­ния средствами из внебюджетных источников.

В настоящее время деятельность вузов по привлече­нию дополнительных внебюджетных источников финан­сирования все больше приобретает коммерческий харак­тер, хотя основная цель коммерческой деятельности по-прежнему состоит в обеспечении финансовой устойчиво­сти вузов с целью сохранения и развития интеллектуаль­ного, учебного, научного, культурного и производствен­ного потенциала. Следовательно, задача заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальные формы сочета­ния образования с коммерческим началом.

Существенным источником поступления финансовых средств, в высшую школу является оказание образова­тельных услуг в рамках государственных образовательных программ и стандартов. Это - прием в вузы на платной основе, подготовка специалистов по договорам с пред­приятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, что связано с решением множества во­просов экономического характера, в частности, касаю­щихся размеров оплаты и сроков ее внесения, определе­ния размера затрат и степени их компенсации, статей расходов денежных средств, юридически правильного оформления договоров, определения прав и обязанно­стей сторон, мер ответственности за несоблюдение дого­вора, учета соотношения между «бесплатными» и «плат­ными» студентами и т.д.

В условиях формирования рыночных отношений це­нообразование в сфере подготовки кадров, определение стоимости подготовки специалистов приобретает совер­шенно новое звучание и нуждается в серьезном подходе, учитывающем три момента:

- нормативы бюджетного финансирования, по кото­рым осуществляется подготовка специалистов по государ­ственному заказу;

фактические затраты подготовки специалистов в данном учебном заведении, которые будут различаться по специальностям, месту положения вузов, квалификации профессорско-преподавательского состава, материально-технической базе и т.д.;

- оплата за подготовку может включать в себя сумму, превышающую затраты.

Для заказчика в соответствии с теорией человече­ского капитала оплата подготовки специалиста - это вложения в человеческий капитал, инвестиции, которые обеспечивают будущие результаты, с экономической точ­ки зрения денежные доходы. Естественно, в этих инве­стициях есть определенный риск. Это означает, что, вы­плачивая вузу за подготовку специалистов сумму, превы­шающую затраты, заказчик тем самым делится с вузом бу­дущим доходом, а вуз участвует в будущем распределении прибыли.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту