При изучении проблемы отношения студентов к выбранной профессии необходимо рассматривать следующие вопросы [23]:
- удовлетворенность профессией;
- динамику удовлетворенности от курса к курсу;
- факторы, влияющие на формирование удовлетворенности (социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные);
- иерархию мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии;
- технологии и методы обучения.
Удовлетворенность профессией — это интегральный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии.
Чтобы выявить причины удовлетворенности или неудовлетворенности профессией, применяют методику, направленную на изучение факторов привлекательности профессии. Методика впервые была предложена В. А. Ядовым. Ее измененный вариант (модификация Н. В. Кузьминой и А. А. Реана) приведен в Приложении 5.
5.2.3. Управление самообразованием
Очень важно научить обучающихся уметь проектировать и создавать новое. Но для их саморазвития еще важнее научить творчески проектировать свою собственную деятельность.
Потребность в саморазвитии и самоактуализации - это основная составляющая зрелой личности. Эта потребность представляет огромную ценность сама по себе. Саморазвитие и самоактуализация являются показателями личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Они являются источником долголетия человека и не только физического, но и личностного, социального.
В развитых странах значительная часть программного материала учебных дисциплин изучается студентами самостоятельно. Такой подход в организационном плане способствует уменьшению недельной аудиторной нагрузки, например в Германии до 20 — 22 часов. В США, Великобритании, Канаде, Бельгии и др. странах на каждый час лекций планируется два часа самостоятельной работы.
Самостоятельная работа преследует две цели:
- научить студентов работать самостоятельно, что необходимо для развития у будущих специалистов навыков творческого мышления;
- научить студентов получать знания путем самообразования, например, в виде индивидуальной работы под руководством преподавателя.
Индивидуальная работа (самообразование) студентов как одна из форм учебных занятий должна быть обеспечена организационно и учебно-методически. Задача преподавателей заключается в разработке указанного обеспечения, а также в проведении консультаций и контроля результатов самообразования. Что касается студентов, то их задача заключается в самостоятельном изучении и усвоении части программного материала дисциплины, вынесенного на самообразование. При самообразовании важен не объем изучаемого материала, а приобретение ключевых знаний.
Необходимо, чтобы образовательное учреждение привило вкус к образованию, научила получать удовольствие от учебы, создавало возможности научиться, развивало любознательность (Жак Делор).
Ниже рассматриваются различные формы организации самообразования.
1. Изучение разделов или тем дисциплины по учебникам или учебным пособиям (при наличии их в достаточном количестве). Такая организационная форма целесообразна, как правило, для студентов первого курса, которые практически не имеют опыта самообразования. Результаты этой работы проверяются на семинарах или коллоквиумах, по выполненным рефератам, индивидуальным заданиям и т.д.
2. Усвоение части лекции по раздаточному материалу, что позволяет преподавателю уделить больше внимания изложению основного материала. Объем раздаточного материала — 5 .8 машинописных страниц на каждую лекцию. Такая организационная форма самообразования целесообразна для общепрофессиональных и специальных дисциплин, т.е., как правило, для студентов старших курсов. Результаты данной работы проверяются на соответствующих этапах рейтинг-контроля.
3. Работы с автоматизированными обучающими и контролирующими системами как в рамках лекционных занятий, так и в рамках подготовки к лабораторным работам или практическим занятиям. Такая форма самообразования целесообразна для студентов всех курсов и возможна в вузах, где широко применяются информационные технологии.
4. Работа над разделами или темами дисциплины по специальной или научной литературе (монографии, статьи) при выполнении расчетно-графических заданий или рефератов, курсовых работ или проектов, выпускной квалификационной работы. Данная организационная форма самообразования целесообразна для студентов всех курсов. Ее результаты проверяются на соответствующих этапах рейтинг-контроля.
5. Изучение новой техники, аппаратуры, наукоемких процессов и технологий при прохождении квалификационных практик. Эта форма работы возможна при тесной интеграции образования с производством и НИИ. Результаты проверяются при приеме отчетов по квалификационным практикам.
6. Работа в студенческих СКБ или малых предприятиях под руководством преподавателей или специалистов в рамках как госбюджетной, так и хоздоговорной тематики вуза. Данная форма самообразования характерна, как правило, для студентов старших курсов.
7. Углубленное изучение разделов или тем дисциплины, связанных с выполнением НИРС. Эта форма самообразования целесообразна для студентов всех курсов.
8. Учебные занятия с использованием методов активного обучения (деловые игры, дискуссии, семинары, коллоквиумы и т.п.), подготовленные студентами по актуальным проблемам науки, техники и технологий, экономики и культуры.
9. Экстернат по отдельным дисциплинам учебного плана.
10. Дистанционное образование.
Перечисленные организационные формы самообразования, естественно, не охватывают всего их многообразия. Другие формы должны генерировать преподаватели исходя из главной цели - научить студента учиться.
Альфой и омегой нашей дидактики да будет: изыскание и открытие способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся же больше учились ( Я.А.Каменский ).
5.2.4. Контроль УВП
" .отсутствие оценки .это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее" (Б.Т. Ананьев).
Как отмечалось выше (см. §-4.2.4.), систематический контроль — это обратная связь, необходимая для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. В УВП данная обратная связь предназначена для: