рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
13

В случае последовательной аттестации и самоаттестации сначала образовательное учреждение определяет оценки собственной деятельности, а затем внешний орган использует их как основу для своего контроля.

При совместной аттестации и самоаттестации обе стороны договариваются о процессе оценивания. При этом учитывают различные интересы и одновременно принимают во внимание все точки зрения.

В настоящее время большинство развитых стран стремится к последовательному или совместному прове­дению аттестации и самоаттестации, придавая особое значение опросу обучающихся и их родителей.

Как видно из вышеизложенного, в развитых странах в процессе аккредитации образовательного учреждения значительная роль отводится самоаттестации и внешней аттестации.

В Узбекистане государственной аккредитации образо­вательного учреждения предшествует государственная аттестация, проводимая Управлением контроля качества подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений в составе Государственного центра тестирования при Кабинете Министров. В случае, если образовательное учреждение организовано Постановлением Кабинета Министров, то оно считается ак­кредитованным до прохождения аттестации.

Государственная аттестация системы непрерывного об­разования осуществляется в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и "О Националь­ной программе по подготовке кадров".

Она охватывает:

- образовательные учреждения, устанавливая соответствие результатов их учебной, методической, научной и воспитательной деятельности требованиям законов Республики Узбекистан, государственных образовательных стандартов и других нормативных документов;

- руководителей образовательных учреждений с целью объективной оценки их профессиональных качеств и результатов выполнения ими задач Национальной про­граммы по подготовке кадров (реализация государствен­ных образовательных стандартов, совершенствование ду­ховно-просветительской работы, развитие интеграции образования, науки и производства идр.);

- педагогические кадры системы непрерывного образования, с целью объективной оценки их профессиональных качеств конечных результатов учебно-воспитательной и на­учно-исследовательской деятельности.

Государственная аттестация осуществляется не менее одного раза в5 лет.

Недостатком отечественной модели аккредитации об­разовательного учреждения является отсутствие его самоаттестации, которая представляет собой своего рода самодиагностику. В развитых странах по результатам этой процедуры составляют и реализуют ежегодные планы раз­вития образовательного учреждения, что целесообразно и для системы непрерывного образования Республики Узбекистан.

3.3.3. Содержание внешней аттестации и самоаттестации

Вконкурентной сфере образования производители (преподаватели и сотрудники образовательного учрежде­ния, его руководство, органы управления образованием) и потребители образовательных услуг (обучающиеся и их родители, заказчики кадров) постоянно задаются сле­дующими вопросами:

- Насколько успешно учатся обучающиеся?

- Насколько эффективно работает образовательное учреждение?

- Насколько хорошо осуществляется руководство об­разовательным учреждением?

- Какие самые сильные стороны образовательного уч­реждения?

- В каких направлениях предстоит поработать?

Через, призму этих вопросов рассматривается и проводится процесс аттестации и самоаттестации образова­тельного учреждения, в том числе и его преподаватель­ских кадров.

Внешняя аттестация и .самоаттестация образовательного учреждения охватывает одни и те же аспекты его деятельности. Для их оценки в том и другом случае используются одни и те же показатели эффективности обучения. Однако при этом преследуются различные цели. Так, при внешней аттестации дается оценка деятельности образовательного учреждения в национальном масштабе с позиции выполнения образовательных стандартов и др. Самоаттестация направлена на обеспечение хорошего ка­чества обучения. Ее суть заключается в ответе на три ос­новных вопроса:

Как мы работаем

Каковы критерииоценки?

Что нам делать

Это делается с помощью показателей эффективности обучения и дополнительных показателей, связанных с мнением обучаемых и их родителей, преподавателей, а также с результатами экзаменов.

Что же относится к показателям эффективности обучения? — Это факторы, влияющие на качество обучения (см.3.2.1) и контролируемые определенным образом об­разовательным учреждением.

Вся совокупность показателей эффективности обучения разбивается на семь ключевых разделов (областей), связанных с основными функциональными аспектами деятельности образовательного учреждения, а именно:

1. Образовательная программа.

2. Достижения.

3. Учеба и преподавание.

4. Помощь обучающимся.

5. Принципы и ценности.

6. Ресурсы.

7. Управление, руководство и обеспечение качества.

В каждом ключевом разделе содержится ряд одно­типных показателей эффективности обучения. Напри­мер, в ключевом разделе 3. «Учеба и преподавание к ним относятся»:

3.1. Качество процесса обучения.

3.2. Качество учебы и мотивация обучающихся.

3.3. Удовлетворение нужд обучающихся.

3.4. Оценка знаний как часть процесса обучения.

3.5. Связь с родителями.

Далее каждый показатель эффективности имеет несколько тем (вопросов). Например, показатель эффективности Качество процесса обучения включает следующие темы (вопросы):

- диапазон и адекватность подходов обучения, включая использование домашней работы;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту