В случае последовательной аттестации и самоаттестации сначала образовательное учреждение определяет оценки собственной деятельности, а затем внешний орган использует их как основу для своего контроля.
При совместной аттестации и самоаттестации обе стороны договариваются о процессе оценивания. При этом учитывают различные интересы и одновременно принимают во внимание все точки зрения.
В настоящее время большинство развитых стран стремится к последовательному или совместному проведению аттестации и самоаттестации, придавая особое значение опросу обучающихся и их родителей.
Как видно из вышеизложенного, в развитых странах в процессе аккредитации образовательного учреждения значительная роль отводится самоаттестации и внешней аттестации.
В Узбекистане государственной аккредитации образовательного учреждения предшествует государственная аттестация, проводимая Управлением контроля качества подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений в составе Государственного центра тестирования при Кабинете Министров. В случае, если образовательное учреждение организовано Постановлением Кабинета Министров, то оно считается аккредитованным до прохождения аттестации.
Государственная аттестация системы непрерывного образования осуществляется в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров".
Она охватывает:
- образовательные учреждения, устанавливая соответствие результатов их учебной, методической, научной и воспитательной деятельности требованиям законов Республики Узбекистан, государственных образовательных стандартов и других нормативных документов;
- руководителей образовательных учреждений с целью объективной оценки их профессиональных качеств и результатов выполнения ими задач Национальной программы по подготовке кадров (реализация государственных образовательных стандартов, совершенствование духовно-просветительской работы, развитие интеграции образования, науки и производства идр.);
- педагогические кадры системы непрерывного образования, с целью объективной оценки их профессиональных качеств конечных результатов учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности.
Государственная аттестация осуществляется не менее одного раза в5 лет.
Недостатком отечественной модели аккредитации образовательного учреждения является отсутствие его самоаттестации, которая представляет собой своего рода самодиагностику. В развитых странах по результатам этой процедуры составляют и реализуют ежегодные планы развития образовательного учреждения, что целесообразно и для системы непрерывного образования Республики Узбекистан.
3.3.3. Содержание внешней аттестации и самоаттестации
Вконкурентной сфере образования производители (преподаватели и сотрудники образовательного учреждения, его руководство, органы управления образованием) и потребители образовательных услуг (обучающиеся и их родители, заказчики кадров) постоянно задаются следующими вопросами:
- Насколько успешно учатся обучающиеся?
- Насколько эффективно работает образовательное учреждение?
- Насколько хорошо осуществляется руководство образовательным учреждением?
- Какие самые сильные стороны образовательного учреждения?
- В каких направлениях предстоит поработать?
Через, призму этих вопросов рассматривается и проводится процесс аттестации и самоаттестации образовательного учреждения, в том числе и его преподавательских кадров.
Внешняя аттестация и .самоаттестация образовательного учреждения охватывает одни и те же аспекты его деятельности. Для их оценки в том и другом случае используются одни и те же показатели эффективности обучения. Однако при этом преследуются различные цели. Так, при внешней аттестации дается оценка деятельности образовательного учреждения в национальном масштабе с позиции выполнения образовательных стандартов и др. Самоаттестация направлена на обеспечение хорошего качества обучения. Ее суть заключается в ответе на три основных вопроса:
|
|
|
Это делается с помощью показателей эффективности обучения и дополнительных показателей, связанных с мнением обучаемых и их родителей, преподавателей, а также с результатами экзаменов.
Что же относится к показателям эффективности обучения? — Это факторы, влияющие на качество обучения (см.3.2.1) и контролируемые определенным образом образовательным учреждением.
Вся совокупность показателей эффективности обучения разбивается на семь ключевых разделов (областей), связанных с основными функциональными аспектами деятельности образовательного учреждения, а именно:
1. Образовательная программа.
2. Достижения.
3. Учеба и преподавание.
4. Помощь обучающимся.
5. Принципы и ценности.
6. Ресурсы.
7. Управление, руководство и обеспечение качества.
В каждом ключевом разделе содержится ряд однотипных показателей эффективности обучения. Например, в ключевом разделе 3. «Учеба и преподавание к ним относятся»:
3.1. Качество процесса обучения.
3.2. Качество учебы и мотивация обучающихся.
3.3. Удовлетворение нужд обучающихся.
3.4. Оценка знаний как часть процесса обучения.
3.5. Связь с родителями.
Далее каждый показатель эффективности имеет несколько тем (вопросов). Например, показатель эффективности Качество процесса обучения включает следующие темы (вопросы):
- диапазон и адекватность подходов обучения, включая использование домашней работы;