Холерик: отличается большой работоспособностью, активностью и бьющей через край энергией; может работать "запоями" и с большим подъемом преодолевать трудности. Нередко за подъемом активности наступает период депрессии и упадка сил, особенно, когда активные усилия не приводят к успеху. Настроение холерика неустойчиво (даже мелочи могут повлиять на него), он вспыльчив, самолюбив и прямолинеен. Говорит быстро, с колеблющимися интонациями.
Меланхолик: повышенно впечатлителен, отзывчив и легко раним; в экстремальных ситуациях часто возникает паническое состояние, уныние и тоска; весьма болезненно переносит неудачи. Медленно осваивается и привыкает к переменам жизни; стеснителен, боязлив и нерешителен. Как правило, подозрительно относится к шуткам и ироническим замечаниям.
К индивидуальным особенностям личности, определяющим атмосферу и результат ее деятельности в трудовой и общественной сфере, относятся: эмоции и чувства, способности и умственная деятельность, характер и воля.
Таблица 2.01
Общие черты характера [66]
Вид отношения личности |
Черты характера | |
Положительные |
Отрицательные | |
Отношение к гражданским обязанностям и долгу |
Трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость и т. п. |
Небрежность, пассивность, расточительство и т. п. |
Отношение к людям |
Общительность, вежливость, доброжелательность и т.п. |
Замкнутость, бестактность, недоброжелательность и т. п. |
Отношение к самому себе |
Скромность, принципиальность, самодисциплина. |
Высокомерие, хвастовство, повышенное самомнение. |
2.1.2. Общественно-психологические качества личности
Человек — существо социальное, общественное.
В отличие от индивидуально-психологических качеств, которые генетически передаются от поколения к поколению и у каждой личности развиваются с различной стартовой возможностью, общественно- психологические качества являются социально- приобретенными. Они образуются под влиянием жизненного уклада общества, людского окружения человека и работы над собой.
К общественно-психологическим качествам личности относятся: социальные чувства, ценностные ориентации, социальная установка, притязания-ожидания, стереотипы, "духовный фонд " личности.
Социальные чувства возникают как результат удовлетворения (неудовлетворения) материальных и духовных потребностей людей, их потребностей в социальном общении, а также как результат принадлежности к определенному кругу людей. Примером являются национальные, родственные или религиозные чувства, проявление такого социального чувства, как патриотизм. Социальные чувства могут объединять или противопоставлять людей, вызвать консолидацию или непримиримую конфронтацию.
Ценностные ориентации — это избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые для нее являются целью или средством удовлетворения своих потребностей. На их формирование решающую роль оказывают мнение первичной группы, социальное окружение, демографический слой и т.д.
Социальная установка - это состояние психики, при котором человек воспринимает объект или субъект на импульсивном уровне, исходя из своего жизненного опыта. Социальная установка выступает как фактор, определяющий характер восприятия информации личностью, а также отношение к ней.
Притязания-ожидания отображают многообразие и тонкость телесно-душевных желаний личности, например: получить специальное образование, удовлетворить какие-либо житейские проблемы, получать знаки внимания со стороны руководства и т.д. Притязания-ожидания имеют огромное значение в индивидуальной работе руководителя с персоналом.
Стереотипы - это образы или представления, устойчиво сохраняющиеся в сознании личности. Они являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой. Тот или иной стереотип, укоренившись в сознании личности, может способствовать или препятствовать творческому познанию, определять положительное или негативное отношение к инакомыслящим и т.д. Стереотипы часто мешают руководителю воспринимать новые идеи, мешают системному осмысливанию деятельности организации.
"Духовный фонд" личности - это научное мировоззрение, базирующееся на фундаментальных нравственных ценностях. Оно является "духовным ядром" сознания личности [66], от которого в значительной мере зависит эффект самовыражения. Психологическая ценность мировоззрения определяется зрелостью и устойчивостью личных убеждений. Верные убеждения являются лучшим регулятором социального поведения личности и основой правильной ориентации в трудовой и общественной деятельности.
Знание перечисленных индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств личности поможет руководителю в решении кадровой проблемы, в определении профессионального соответствия работников.
2.1.3. Психологические основы стимулирования труда
Резюме. Показателем профессиональной компетентности руководителя является знание людей: их индивидуально- и общественно-психологических качеств. К индивидуально-психологическим качествам относятся: эмоции и чувства, способности и умственная деятельность, характер и воля. Эти качества передаются генетически от поколения к поколению. В отличие от них общественно-психологические качества являются социально-приобретенными. К ним относятся: социальные чувства, ценностные ориентации, социальная установка, притязания — ожидания, стереотипы, "духовный фонд" личности. Успех управленческой деятельности в значительной мере зависит от умения руководителя настраивать работников на заинтересованное отношение к труду. Механизм стимулирования труда представляет собой комплекс социально-экономических, этических и психолого-педагогических условий, форм и методов направленного воздействия на сознание людей с целью формирования у них уважительного отношения к труду, стремления к достижению высоких результатов.
2.2.1. Педагогическая направленность деятельности руководителя
Работа руководителя в значительной части есть работа педагога, который настойчиво передает исполнителям свои идеи и учит практически осуществлять их (П.М. Керженцев).
Любому руководителю наряду с психологическими знаниями нужны определенные педагогические знания.