3.1.1. Цели и задачи системы высшего образования
Без адекватного высшего образования и научно исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития [24].
В соответствии с законом Республики Узбекистан "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров" целью системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных на уровне развитых стран решать задачи научно-технического, экономического, социального и культурного развития Узбекистана, и обладающих высокими духовными, культурными и нравственными качествами
- систематическое совершенствование организации и методики подготовки кадров исходя из перспектив экономического и социального развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, техники и технологий, экономики и культуры;
- внедрение новых педагогических и информационных технологий, средств индивидуализации обучения, дистанционного образования;
- обеспечение гуманитарной направленности высшего образования и воспитание молодежи на основе идеологии национального возрождения и познания общечеловеческих ценностей, в духе преданности идеалам независимости, любви к Родине, семье и окружающей природе;
- развитие науки, техники и технологий посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических кадров и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе и экономике;
- введение в практику действенных механизмов интеграции образования, науки и производства;
- формирование конкурентной среды на рынке образовательных услуг;
- развитие взаимовыгодного сотрудничества в области высшего образования с развитыми странами;
- совершенствование управления и расширение самостоятельности высших учебных за ведений.
Система высшего образования состоит из:
- государственных и негосударственных высших учебных заведений, реализующих образовательно-профессиональные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для развития высшего образования
- органов государственного управления образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру.
Бакалавриат — базовое высшее образование с фундаментальными и прикладными знаниями по направлению специальностей с продолжительностью обучения не менее четырех лет.
Магистратура — высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на. базе бакалавриата.
В республике высшее образование реализуется в университетах, академиях и институтах.
Университет:
- реализует образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского образования по широкому спектру областей знаний и направлений подготовки;
- осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов различных отраслей экономики, педагогических кадров вузов, профессиональных колледжей и академических лицеев;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
- является научным и методическим центром в соответствующих областях знаний.
Академия:
- реализует образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского образования по конкретным областям знаний и направлениям подготовки;
- осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов по определенным областям знаний и направлениям подготовки;
- выполняет фундаментальные и прикладные исследования в одной из областей науки, культуры или искусства;
- является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт:
- реализует образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского образования, как правило, по направлениям подготовки в одной области знаний;
- осуществляет переподготовку и повышение квалификации специалистов для Определенных отраслей экономики;
- ведет, как правило, прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
Эффективность решения перечисленных задач системы высшего образования и ее структурных подразделений (университетов, академий, институтов и др.) в значительной мере зависит от содержания, принципов и методов реализации управленческих задач на всех уровнях руководства системой.
Какова структура системы управления высшим образованием и какие задачи ее подсистем?
3.1.2. Уровни управления высшим образованием
Мощная сила для управления преобразованиями в сфере высшего образования заключена в партнерстве между лицами, ответственными за разработку и реализацию образовательной политики на национальном и институциональном уровне [24].
В соответствии с законом Республики Узбекистан "Об образовании" предусмотрены следующие уровни системы управления высшим образованием:
1. Кабинет Министров Республики Узбекистан, к компетенции которого относятся:
- осуществление единой государственной политики в области высшего образования;
- руководство уполномоченными государственными органами по управлению образованием, в том числе Министерством высшего и среднего специального образования (МВССО);
- разработка и реализация программ развития образования;
- установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
- определение порядка аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и научных кадров;
- выдача разрешений на право занятия образовательной деятельностью образовательным учреждениям других государств на территории Республики Узбекистан;
- определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании в соответствии с законодательством;
- утверждение государственных образовательных стандартов;
- утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;
- установление количества государственных грантов и порядка приема в образовательные учреждения;
- назначение ректоров государственных высших учебных заведений;
- установление порядка перевода обучающихся с одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;
- иные полномочия в соответствии с законодательством.
2. Уполномоченный государственный орган по управлению образованием, к компетенции которого относятся:
- реализация единой государственной политики в области образования;
- координация деятельности и осуществление методического руководства образовательными и другими учреждениями;
- обеспечение исполнения государственных образова тельных стандартов, требований к уровню образования и качеству профессиональной подготовки специалистов