Прогнозирование на основе тенденций изменения технико-экономических показателей (многофакторное моделирование) производится на основе изучения и анализа состояния и перспектив развития экономики ожидаемых структурных сдвигов, демографических факторов, социального развития.
В этом случае модель прогнозирования включает несколько блоков:
1.Оценка состояния экономики (здесь используются исходные макроэкономические показатели). Основной задачей, решаемой в этом блоке, является формирование технико-экономических показателей, характеризующих развитие экономики в регионах, в республике в целом.
2.Ожидаемые программы развития экономики на основе анализа основных направлений структурной перестройки. Задача состоит в выборе наиболее реалистичной программы.
3.Ожидаемые объемы инвестиций. В этом блоке определяются возможные инвестиции из государственного и регионального бюджетов и других источников финансирования.
4. Динамика занятости различных категорий работников (формируется на основе данных о занятости населения с учетом безработицы и механизмов перераспределения рабочей силы).
5. Ожидаемая численность и структура высвобождения работников (задача решается на основе мониторинга численности и структуры высвобождаемых работников).
6.Ожидаемые демографические изменения на основе анализа изменений, происходящих в демографической структуре, составе трудовых ресурсов и перестройке экономики.
В целом моделирование проводится на основе информационно-нормативной базы данных по технико-экономическим, социальным, демографическим и нормативно-справочным показателями. Оценка спроса на специалистов может быть проведена методом аналогии, т. е. путем принятия показателей спроса, сложившихся в подобной сфере деятельности других государств, в частности, по аналогии с зарубежными странами можно оценивать тенденции структурных сдвигов в экономике, отдельные технико-экономические показатели при многофакторном моделировании, а также спрос на кадры по отдельным предприятиям. Главное — чтобы правильно была выбрана страна.
Все названные выше подходы к прогнозированию спроса на специалистов целесообразно использовать в различных комбинациях. Главное состоит в том, чтобы были оптимально учтены наиболее результативные варианты и реальное состояние экономики отрасли (области, региона или предприятия). Предусмотренный Национальной программой по подготовке кадров систематический мониторинг и прогноз спроса и предложения на образовательные услуги, производство и воспроизводство высококвалифицированных кадров в материальном производстве и социальной сфере — комплексная задача, которая требует изучения потребности в специалистах:
- в масштабе республики, областей, отраслей экономики и социальной инфраструктуры, направлений (специальностей) высшего образования;
- по уровням квалификации (бакалавры, магистры) и образования (высшее, послевузовское) с использованием таких методик исследования, как:
- социологические исследования;
- сопоставительный, сравнительный анализ образовательных услуг в Республике Узбекистан и зарубежных странах, изучение возможностей высших образовательных учреждений по подготовке кадров (количественный и спектр направлений и специальностей образования, увязанных с существующими нормативами);
- моделирование потребности в кадрах в увязке с технико-экономическими показателями и конъюнктурой рынка;
- прогнозирование потребности в кадрах на основе норм и нормативов;
- разработка системы мониторинга состояния и развития высшего образования;
- изучение потребности в кадрах на основе прогнозирования занятости населения;
- определение возможностей удовлетворения спроса населения на получение соответствующего образования;
- изучение закономерностей потребностей в кадрах раздельно в материальном производстве и социальной сфере, что позволит обеспечить потребность всех отраслей экономики республики в специалистах высшей квалификации.