Дверь — это вход для факторов, связанных с:
- формированием индивидуально- и общественно психологических качеств обучающейся личности;
- контролем качества учебно-воспитательного процесса.
При решении проблемы качества обучения и профессиональной подготовки кадров необходимо использовать системный подход. Нужно управлять всей совокупностью факторов в их взаимосвязи и взаимодействии, как звеньями одной цепи. Выпадение из этой цепи того или иного фактора (или группы факторов) приведет к сбоям в системе управления качеством образования. Сбои в данной системе могут возникать и в случаях, .когда тот или иной фактор выходит за допустимые пределы. Поэтому основной задачей системы управления качеством образования является поддержание совокупности факторов в требуемых пределах, определяемых рыночной экономикой, личностью, обществом и государством.
Как определить фактическое значение факторов качества? — Ответ на этот вопрос дают процедуры аккредитации и аттестации образовательных учреждений, которые находятся в компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан (первый уровень управления системой образования).
3.3.2. Аккредитация и аттестация образовательных учреждений
Вразвитых странах акт аккредитации образовательного учреждения и его программ является выражением доверия к нему системы образования и широкой общественности, которым оно служит.
Аккредитация может быть добровольной неправительственной (США) и обязательной правительственной (страны Западной Европы). В том и другом случае аккредитующие организации устанавливают критерии признания, организуют проверку на местах, с целью установления соответствия образовательного учреждения этим критериям, и принимают решения о предоставлении статуса аккредитованного: образовательному учреждению и его программам подготовки.
Что же дает статус аккредитованного образовательного учреждения? Следует ли стремиться к нему?
Во-первых, данный статус позволяет решить ряд финансовых проблем. Так, например, в США Федеральные бюджетные агентства рассматривают аккредитацию как основание для принятия решений об оказании финансовой помощи конкретному образовательному учреждению.
При этом комиссии по представлению стипендий студентам и различные филантропические фонды выдают свои фанты, как правило, аккредитованным образовательным учреждениям или учебным программам.
Во-вторых, аккредитация образовательного учреждения оказывает существенное влияние на действия субъектов образовательного процесса: администрации, профессорско-преподавательского состава и обучающихся. В США администрация колледжей и университетов учитывает аккредитационные решения при оценке академических достижений преподавателей и определении их вознаграждения, т.е. обеспечивает моральное и материальное поощрение, адекватное результатам их труда. Аккредитационные решения полезны для администрации и профессорско-преподавательского состава при разработке целей и задач образовательного учреждения, учебных программ. Что касается потенциальных студентов, то им аккредитационные решения нужны для выбора колледжа или университета, которые отвечают, по крайней мере, минимальным требованиям качества образования.
В-третьих, аккредитационные решения являются своеобразным "мостом" между работодателями и будущими работниками. Работодатели при оценке документов об образовании потенциальных работников в своем выборе, как правило, полагаются на аккредитационный статус соответствующих образовательных учреждений и их учебных программ. В то же время школьные консультанты по профориентации аккредитационный статус используют как важный фактор, рекомендуя будущим студентам конкретные образовательные учреждения и учебные программы.
Наконец, аккредитационный процесс необходим образовательным учреждениям в плане поддержания ими высоких требований образовательных стандартов и улучшения качества образования.
Процесс аккредитации начинается с самооценки (самоаттестации) образовательным учреждением своего состояния и деятельности, своих программ подготовки с тем, чтобы всесторонне оценить достигнутый прогресс и его соответствие ранее поставленным целям. При самоаттестации объективно исследуются интересы широкого круга участников: обучающихся, преподавательских кадров, администрации, союза бывших студентов, попечительского совета, а в ряде случаев, местной общины. Результаты данного исследования, в том числе и по преподавательским кадрам на основе их самоаттестации, рассматриваются аккредитационнои комиссией и служат основой для оценки образовательного учреждения в целом. Аккредитационная комиссия проводит, как правило, еще внешнюю аттестацию преподавательских кадров, сравнивая ее результаты с результатами самоаттестации. Внешняя аттестация проводится инспекторской группой, входящей в аккредитационную комиссию и состоящей из профессиональных работников системы образования (преподавателей и администраторов).
Внешняя аттестация и самоаттестация образовательных учреждений, в том числе и преподавательских кадров, проводится практически во всех развитых странах. Обе аттестации, имея свои преимущества и недостатки, дополняют друг друга и дают более полное представление об образовательном учреждении.
Внешняя аттестация гарантирует независимую проверку образовательного учреждения относительно реализации государственных образовательных стандартов Она позволяет увидеть весь спектр проблем учебно-воспитательного процесса и открыть более широкие перспективы на возможные изменения в нем в лучшую сторону.
При самоаттестации нет необходимости прерывать нормальный ход работы образовательного учреждения. Самоаттестация делает основной упор на профессионализм преподавателей и оказывает на них меньшее психологическое воздействие по сравнению с внешней аттестацией.
К тому же самоаттестация может быть более или менее постоянным процессом и распространяться на любые виды деятельности образовательного учреждения. Однако самоаттестация не гарантирует того, что оценка деятельности образовательного учреждения и его преподавательского состава производится объективно. Важное место в аттестации и самоаттестации образовательного учреждения и преподавательского состава занимают опросы обучающихся и их родителей. Тем более, что первые являются непосредственными потребителями образовательных услуг.
В развитых странах внешняя аттестация и самоаттестация имеют различную временную и функциональную связь друг с другом. Они, согласно классификации норвежского просветителя Тронда Алвика, могут проводиться параллельно, последовательно и совместно.
При параллельной аттестации и самоаттестации внешний орган и образовательное учреждение дают собственные оценки. В конце проверки они обмениваются результатами и сравнивают их.