- ясность и целенаправленность наглядности обучения и объяснений преподавателя;
- качество диалога (преподаватель — обучающийся). Такой подход к оценке показателей эффективности позволяет быстро определить области деятельности образовательного учреждения, в которых преобладают в основном сильные стороны, или те, которые вызывают обеспокоенность. Кроме того, можно оценить другие области деятельности образовательного учреждения, не охваченные обычным циклом проверки или связанные с национальными и местными особенностями.
Резюме. Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, охватывающей все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы, научные исследования и стипендии, укомплектование кадрами, обучающихся, здания, материально-техническую базу и оборудование, работу на благо общества. При решении проблемы качества нужно управлять всей совокупностью факторов, влияющих на него, в их взаимосвязи и взаимодействии, т.е. необходимо использовать системный подход.
В управлении качеством обучения и подготовки кадров существенную роль играют аккредитация и аттестация образовательного учреждения и его образовательно-профессиональных программ. В развитых странах акт аккредитации образовательного учреждения и его программ является выражением доверия к нему системы образования и широкой общественности, которым оно служит.
3.3.4. Система тотального управления качеством
Главная цель профессионального образования — обеспечение выпуска конкурентоспособных специалистов и оказание конкурентоспособных услуг.
Сегодня волнуют общество и ждут своего решения следующие вопросы:
- Какова общая модель применения технологий управления качеством в высшем образовании?
- Как задействовать апробированные в промышленности методы управления качеством для определения лучшей системы организации высшего образования?
- Как можно применить известные принципы управления качеством для улучшения процесса общения между преподавателем и студентами ?
В настоящее время известна система тотального управления качеством -Total Quality Management — TQM, в концепции которой следует особо выделить следующие моменты:
- TQM - массовое движение, каждый сотрудник высшего учебного заведения должен участвовать в достижении высокого качества образования;
- каждый сотрудник, каждая кафедра, каждый вуз должны иметь своих «внешних и внутренних заказчиков и поставщиков». Управлять качеством необходимо для обеспечения «заказчика» конкурентоспособными специалистами и оказания конкурентоспособных образовательных услуг;
- вуз не может эффективно развиваться только на усилиях руководства или нескольких высокопроизводительное сотрудников, поэтому каждый сотрудник вуза должен быть вовлечен в совершенствование образовательного процесса и удовлетворение требований «заказчика».
Все сотрудники, все кафедры, все подразделения вуза, все вузы должны выполнять две функции - свою ежедневную работу в соответствии со стандартным процессом и работу по совершенствованию этого процесса. Традиционное разделение труда, когда одни сотрудники выполняют ежедневную работу «на конвейере», а другие занимаются совершенствованием процесса в настоящее время малоперспективно;
- каждый выпускник-специалист и каждая услуга являются результатом определенного технологического процесса, поэтому повысить эффективность качества означает совершенствование процесса. Наиболее эффективно творческие возможности каждого сотрудника можно использовать при коллективной организации работы, значит TQM требует умения работать в коллективе;
- самым важным аспектом успешной стратегии внедрения TQM является вовлечение в этот процесс ректора. Для этого имеется два фактора: первый — это создание интереса к новой технологии (в большей степени оно осуществляется вне вуза — семинары, общение с другими ректорами, личный опыт); второй, более важный, - опасения или кризис, связанный с возрастанием цен на коммунальные услуги, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, отсутствием целевого распределения выпускников, уменьшением заинтересованности сотрудников и др.;
- критическим фактором успеха внедрения TQM в вузе является организованное обучение: по принципу «домино» — от ректора до студента. Учиться надо на успехах и на неудачах — собственных, своих конкурентов, заказчиков, поставщиков. Обучение сотрудников вуза должно быть систематическим и непрерывным с разными интервалами для разных процессов. В вузе это — учебный час, день, неделя, семестр, год, пять лет;
- требования к качеству самого процесса, к его результатам не всегда очевидны «заказчику», поэтому необходимо стремиться к удовлетворению скрытых потребностей «покупателя». При этом результаты деятельности вуза должны соответствовать государственным образовательным стандартам;
- оперативное совершенствование образовательного процесса должно ориентироваться на поиски и устранение слабых мест, недостатков в процессе, а долгосрочное — опираться на широкое исследование новых идей, анализ качественных данных и интуицию руководителей;
- TQM не является строгой наукой. Не существует также единственно правильного способа внедрения TQM, оно должно соответствовать культуре и истории развития каждого вуза, возможностям и перспективам развития современных компьютерных технологий, используемых в вузе.
В университетах США и Франции проблемы тотального управления качеством рассматриваются в трех плоскостях:
- преподавание TQM как самостоятельной учебной дисциплины в вузовской и послевузовской подготовке кадров, в том числе по инженерным направлениям (многие вузы ввели эту дисциплину в качестве обязательной для всех студентов инженерных специальностей);
- организация преподавания других дисциплин с использованием принципов и методов TQM;
- организация управления вузом на основе идей TQM.
Знакомство с TQM начинается с рассмотрения эволюции понятия качества по четырем направлениям концепции качества:
- соответствие стандарту;
- соответствие применению;
- соответствие стоимости;
- соответствие скрытым потребностям.
В сфере образования (в явном или скрытом виде) присутствуют все атрибуты концепции качества. Большая часть вузов республики придерживается первого требования концепции — главное, чтобы знания выпускника вуза соответствовали государственным образовательным стандартам. В этой позиции два недостатка: первый — ложное представление, что высокого качества можно достичь путем жесткого контроля, инспекции, т.к. в этом случае неизбежны столкновения интересов между теми, кто обучает студентов и теми, кто инспектирует качество подготовки; второй — пренебрежение потребностями образовательного рынка (стандарты не успевают за требованиями «покупателей»).
Для образовательного рынка Узбекистана характерна концепция «соответствие скрытым потребностям», так как многие потребители кадров все еще выдвигают достаточно примитивные требования к качеству специалистов, но в целом система высшего образования республики делает уверенные шаги по ориентации на современную концепцию качества, опирающуюся на «соответствие стоимости».