- поощрение инициативы. Если же предложение какого-либо сотрудника вам кажется неконструктивным, то похвалите его. В противном случае он перестанет что-то вообще предлагать.
Мотивация предусматривает и принудительные меры, среди которых результативным является систематический контроль.
4.2.4. Контроль
Контроль — это важнейший механизм управления, необходимый для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.
Систематический контроль — это своего рода "обратная связь" в системе "руководитель — коллектив". Он, как и обратная связь в системах автоматического управления, должен своевременно обнаружить отклонения в работе коллектива в целом или его отдельных членов при решении конкретной цели. Далее руководитель, сравнивая фактическое состояние деятельности с планируемым ("устройством сравнения"), принимает соответствующие управляющие действия. Это чисто "механическое" представление функции контроля. В действительности контроль определяет не только отклонения в деятельности, но и причину этих отклонений, пути их устранения.
Чтобы контроль мог выполнять указанные функции, он должен отвечать следующим требованиям.
1. Стратегическая направленность — это отражение приоритетов и целей организации или ее подразделений, а также поддержание их. Нецелесообразно вести контроль по мелочам.
2. Ориентация на результаты — это решение подлинных целей и задач, стоящих перед организацией.
3. Соответствие предмету контроля — это объективное измерение и оценка действительно важных показателей работы организации.
4. Своевременность контроля — это определение эффективного, с точки зрения результативности, временного интервала проверки деятельности организации.
5. Гибкость контроля — это приспособление к происходящим важным изменениям в деятельности организации.
6. Простота контроля — это понимание его сущности проверяющими и проверяемыми.
Систематический контроль в вузе должен охватывать такие виды его деятельности, как учебно-воспитательный процесс, научно-методическая и научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава. Особенностью контроля учебно-воспитательного процесса является его планирование и учебно-методическое обеспечение. Подробно этот вопрос рассматривается в §5.
В развитых странах в управлении вузом важное место занимает самоконтроль (или самооценка), проводимый в рамках самоаттестации (см. §-3.3.2). Это добровольная "обратная связь" по различным аспектам деятельности пуза. Она является многоканальной и включает как производителей (научно-педагогические и педагогические кадры), так и потребителей (обучающиеся, их родители, заказчики кадров) образовательных услуг.
Резюме. Действенными механизмами управления являются убеждение, мотивация и контроль. Механизм убеждения помогает руководителю сделать исполнителя заинтересованным лицом при решении той или иной задачи. Эффективность деятельности последнего зависит от силы мотивации, определяемой внутренними и внешними мотивами, эмоциональным настроем коллектива. Контроль позволяет руководителю своевременно обнаружить отклонения в деятельности исполнителя (или коллектива) и принять соответствующие управленческие решения. "Смазкой" для указанных механизмов управления является характер взаимоотношений руководителя с подчиненными.
4.3.1. Компоненты учебно-воспитательного процесса
Основными компонентами учебно-воспитательного процесса являются научно-педагогические и педагогические кадры, обучающиеся и ресурсы, необходимые для его обеспечения.
Научно-педагогические кадры (рис. 4.02) генерируют новые идеи и знания, готовят специалистов высокой квалификации. Педагогические кадры передают новые знания и воспитывают личность. Труд научно-педагогических и педагогических работников обеспечивает формирование интеллектуального потенциала, необходимого и соответствующего требованиям и ступеням общественного прогресса.
Рис. 4.02. Компоненты учебно-воспитательного процесса
Обучающиеся, как потребители образовательных услуг, на всех уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура) формируются как личность в духовно-нравственном и профессиональном плане. Через государственные образовательные стандарты и ресурсы им гарантируется качественное образование и профессиональная подготовка. Задача обучающихся заключается в использовании широких возможностей системы высшего образования, чтобы стать разносторонне развитой личностью.
Ресурсы вуза включают:
- финансы (из бюджетных и внебюджетных источников);
- материально-техническую базу лабораторных ипрактических занятий;
- техническое, математическое и программное обеспечение компьютерных технологий;
- информационную базу (учебники и учебные пособия, наглядные материалы и пособия и т.п.).
Перечисленные компоненты учебно-воспитательного процесса образуют платформу для подготовки кадров. Их качество и конкурентоспобность зависят от уровня развития каждого компонента в отдельности и платформы в целом. Поэтому возникает вопрос: Какие требования должны предъявляться к компонентам учебно-воспитательного процесса?
Ответ на этот вопрос дает Национальная программа по подготовке кадров.
4.3.2. Требования к преподавателю и его обобщенная модель
Преподаватель — это руководитель в образовательном пространстве, подсказывающий направления в изучении предметов и воспитывающий обучающихся.
Решение цели и задач Национальной программы по подготовке кадров в первую очередь требует:
- повышения профессионально - квалификационного, культурно-образовательного, экономического и правового уровня преподавательских и научных кадров, работников системы высшего образования;
- совершенствования государственной и социальной защиты, а также повышения престижности профессии воспитателя, преподавателя и научного работника.
Говоря о проблемах реформирования системы непрерывного образования, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отметил: "Мы должны обеспечить жизненные запросы преподавателей и воспитателей, стимулировать их труд, чтобы поднять престиж профессии ". И далее: " . не решив ее (эту проблему) не имеет смысла говорить о воспитании грядущего поколения ".