рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
21

- поощрение инициативы. Если же предложение какого-либо сотрудника вам кажется неконструктивным, то похвалите его. В противном случае он перестанет что-то вообще предлагать.

Мотивация предусматривает и принудительные меры, среди которых результативным является систематический контроль.

4.2.4. Контроль

Контроль — это важнейший механизм управления, не­обходимый для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.

Систематический контроль — это своего рода "обратная связь" в системе "руководитель — коллектив". Он, как и обратная связь в системах автоматического управления, должен своевременно обнаружить отклонения в работе коллектива в целом или его отдельных членов при решении конкретной цели. Далее руководитель, сравнивая фактиче­ское состояние деятельности с планируемым ("устройством сравнения"), принимает соответствующие управляющие действия. Это чисто "механическое" представление функ­ции контроля. В действительности контроль определяет не только отклонения в деятельности, но и причину этих от­клонений, пути их устранения.

Чтобы контроль мог выполнять указанные функции, он должен отвечать следующим требованиям.

1. Стратегическая направленность — это отражение приоритетов и целей организации или ее подразделений, а также поддержание их. Нецелесообразно вести кон­троль по мелочам.

2. Ориентация на результаты — это решение под­линных целей и задач, стоящих перед организацией.

3. Соответствие предмету контроля — это объектив­ное измерение и оценка действительно важных показате­лей работы организации.

4. Своевременность контроля — это определение эффективного, с точки зрения результативности, временного интервала проверки деятельности организации.

5. Гибкость контроля — это приспособление к про­исходящим важным изменениям в деятельности органи­зации.

6. Простота контроля — это понимание его сущно­сти проверяющими и проверяемыми.

Систематический контроль в вузе должен охватывать такие виды его деятельности, как учебно-воспитательный процесс, научно-методическая и научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава. Осо­бенностью контроля учебно-воспитательного процесса является его планирование и учебно-методическое обес­печение. Подробно этот вопрос рассматривается в §5.

В развитых странах в управлении вузом важное место занимает самоконтроль (или самооценка), проводимый в рамках самоаттестации (см. §-3.3.2). Это добровольная "обратная связь" по различным аспектам деятельности пуза. Она является многоканальной и включает как про­изводителей (научно-педагогические и педагогические кадры), так и потребителей (обучающиеся, их родители, заказчики кадров) образовательных услуг.

Резюме. Действенными механизмами управления яв­ляются убеждение, мотивация и контроль. Механизм убеждения помогает руководителю сделать исполнителя заинтересованным лицом при решении той или иной зада­чи. Эффективность деятельности последнего зависит от силы мотивации, определяемой внутренними и внешними мотивами, эмоциональным настроем коллектива. Кон­троль позволяет руководителю своевременно обнаружить отклонения в деятельности исполнителя (или коллекти­ва) и принять соответствующие управленческие решения. "Смазкой" для указанных механизмов управления являет­ся характер взаимоотношений руководителя с подчинен­ными.

Самоконтроль учебно-воспитательного процесса как механизм управления

4.3.1. Компоненты учебно-воспитательного процесса

Основными компонентами учебно-воспитательного процесса являются научно-педагогические и педагогиче­ские кадры, обучающиеся и ресурсы, необходимые для его обеспечения.

Научно-педагогические кадры (рис. 4.02) генерируют новые идеи и знания, готовят специалистов высокой квалификации. Педагогические кадры передают новые знания и воспитывают личность. Труд научно-педагогических и педагогических работников обеспечи­вает формирование интеллектуального потенциала, необ­ходимого и соответствующего требованиям и ступеням общественного прогресса.

Рис. 4.02. Компоненты учебно-воспитательного процесса

Обучающиеся, как потребители образовательных ус­луг, на всех уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура) формируются как личность в духовно-нравственном и профессиональном плане. Через государ­ственные образовательные стандарты и ресурсы им га­рантируется качественное образование и профессиональ­ная подготовка. Задача обучающихся заключается в ис­пользовании широких возможностей системы высшего образования, чтобы стать разносторонне развитой лично­стью.

Ресурсы вуза включают:

- финансы (из бюджетных и внебюджетных источников);

- материально-техническую базу лабораторных ипрактических занятий;

- техническое, математическое и программное обес­печение компьютерных технологий;

- информационную базу (учебники и учебные посо­бия, наглядные материалы и пособия и т.п.).

Перечисленные компоненты учебно-воспитательного процесса образуют платформу для подготовки кадров. Их качество и конкурентоспобность зависят от уровня раз­вития каждого компонента в отдельности и платформы в целом. Поэтому возникает вопрос: Какие требования должны предъявляться к компонентам учебно-воспитательного процесса?

Ответ на этот вопрос дает Национальная программа по подготовке кадров.

4.3.2. Требования к преподавателю и его обобщенная модель

Преподаватель — это руководитель в образовательном пространстве, подсказывающий направления в изучении предметов и воспитывающий обучающихся.

Решение цели и задач Национальной программы по подготовке кадров в первую очередь требует:

- повышения профессионально - квалификационного, культурно-образовательного, экономического и правового уровня препода­вательских и научных кадров, работников системы высшего образования;

- совершенствования государственной и социальной защиты, а также повышения престижности профессии воспитателя, преподавателя и научного работника.

Говоря о проблемах реформирования системы непре­рывного образования, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отметил: "Мы должны обеспечить жизнен­ные запросы преподавателей и воспитателей, стимулиро­вать их труд, чтобы поднять престиж профессии ". И да­лее: " . не решив ее (эту проблему) не имеет смысла гово­рить о воспитании грядущего поколения ".

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту