Актуальность. После экономического кризиса мировая экономика начинает свое восстановление и для предприятий становится актуальным вопрос разработки новой стратегии развития, учитывающей новые реалии. Экономический кризис раскрыл неэффективность работы многих компаний, неактуальность принятых ранее стратегий развития.
Рынок строительных материалов пострадал от кризиса больше других отраслей. В 2010 г. намечается определенный подъем на рынке строительных материалов, и вопрос о дальнейших перспективах развития работающих на этом рынке компаний вновь становится актуальным. Чтобы развиваться в соответствии с положительным рыночным трендом, компаниям необходимо разработать актуальные стратегии развития.
Курсовая работа направлена на разработку и экономическую оценку стратегии развития розничного подразделения предприятия по производству строительных материалов. Если правильно выбрать, грамотно оценить ее эффективность и вовремя реализовать стратегию развития, исследуемое подразделение розничных продаж производителя строительных материалов имеет прекрасные шансы на волне подъема экономики выйти в лидеры рынка.
Стратегия развития является предметом многих исследовательских работах. Теме повышения эффективности работы компании в области максимизации выгод и минимизации затрат также посвящено значительное количество серьезных книг и исследований. Поэтому актуальность курсовой работы заключается в том, что эти области рассматриваются в совокупности и на конкретном практическом примере. Более того, полученные в ходе подготовки работы данные, в настоящее время используются для внедрения стратегии развития в жизнь. Таким образом, актуальность работы в ее прикладном характере.
Целью курсовой работы является разработка теоретических и методических основ стратегии развития розничного подразделения предприятия-производителя строительных материалов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· рассмотреть основы стратегии развития промышленного предприятия;
· рассмотреть основы повышения эффективности функционирования розничного подразделения предприятия по производству строительных материалов;
· предложить экономическое обоснование развития розничного подразделения предприятия по производству строительных материалов.
Предметом исследования работы является экономическое обоснование стратегии развития розничного подразделения предприятия по производству строительных материалов.
Объектом исследования выступает розничное подразделение предприятия по производству строительных материалов. В качестве производителя строительных материалов рассматривается кирпичное объединение «Победа ЛСР» (предприятие Группы ЛСР), в качестве розничного подразделения – Управление розничных продаж «Кирпичный центр», ранее являвшийся самостоятельной компанией ООО «Кирпичный центр».
Учитывая тот факт, что рассматривается розничное подразделение крупного производителя строительных материалов, предложенная стратегия дифференциации является оптимальной для данного сегмента рынка малоэтажного домостроения и позволяет «Кирпичному центру» успешно конкурировать с другими трейдерами строительных материалов.
Работа находится на стыке практики и теории, где теоретические основы являются фундаментом для обоснования практических изменений реально функционирующей структуры.
При написании данной курсовой работы использовались следующие методы: расчетно-аналитический, графический, табличный, метод системного анализа, а также логические методы - дедукции, индукции, анализа и синтеза и др.
Информационной базой работы выступала научная и учебная литература, в частности и труды таких известных российских и зарубежных специалистов в области экономики фирмы, управленческого учета и стратегического менеджмента таких как А. М. Белов, Г. Н. Добрин, Л. Г. Зайцев, А. Е. Карлик, В. В. Ковалев, Ф. Котлер, Р. С. Каплан, М. Портер, М. Собел, А. Д. Шеремет, Н. Н. Шляго, Ч. Т. Хорнгрен и др.
Как пишет А.Д. Шеремет в учебнике «Управленческий учет»: «Коммерческое предприятие – независимый товаропроизводитель. Оно изготавливает и реализует продукцию (выполняет работы и оказывает услуги) в соответствии с самостоятельно разработанными и утвержденными планами в целях получения прибыли. Коммерческое предприятие обособленно как в технико-организационном, так и в экономическом отношении и несет полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности» [21, С. 11]. Цель любой коммерческой организации получение прибыли, и добивается компания поставленной цели с помощью разработанного плана или стратегии. Стратегия организации – это общий план достижения целей. Она, в некотором смысле, воплощает в себе модель управления организацией и формирует образ мышления.
Для крупной компании стратегия – фундамент, поскольку только так она может сохранить баланс между текущими и перспективными целями, наращивать свою стоимость и при этом четко формулировать перспективы развития. Для малого бизнеса компании наличие стратегии еще важнее, поскольку правильное направление ее деятельности дает ей шанс выжить в конкуренции с крупным бизнесом. Конечно, не всегда стратегия небольшой фирмы представлена в формализованном виде, но всегда у предпринимателя есть в голове план развития компании.
В курсовой работе рассматривается розничное подразделение производственной компании как самостоятельная единица.
Рассматриваемое нами производственное предприятие – кирпичное объединение «Победа ЛСР», предприятие Группы ЛСР. ОАО «Победа ЛСР»– крупнейший производитель керамического кирпича России. Объединяет три кирпичных завода в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Керамика», «Ленстройкерамика», «Победа» мощностью 290 миллионов уловных кирпичей в год. Производит все виды строительного и лицевого керамического кирпича, а также поризованный кирпич крупного формата RAUF. Развивает собственную розничную сеть магазинов «Кирпичный центр». Имеет филиал в Москве.
Рассматриваемое нами подразделение розничных продаж – Управление розничных продаж «Кирпичный центр». На протяжении 3 лет «Кирпичный центр» выступал как самостоятельная организация ООО «Кирпичный центр», и был введена в структуру «Победы ЛСР» по причинам не финансового характера, поэтому будем рассматривать ее как самострельную компанию. В управленческом учете «Победы ЛСР» «Кирпичный центр» рассматривается именно так. «Кирпичный центр» по отраслевому классификационному признаку относится к торгующим организациям строительной индустрии. При этом компания работает в таком сегменте строительной индустрии как малоэтажное строительство. Стратегическая область ведения хозяйственно-экономической деятельности - Санкт-Петербург и Ленинградская область
В российской практике малые предприятия создаются двумя путями. Первый, выделение структурного подразделения из крупных и средних предприятий и получение юридической самостоятельности. Второй, образование малых предприятий на основе личной инициативы предприниматели.