Государственная помощь высшему образованию в среднем составляет 40-45% общих доходов вузов и распределяется следующим образом: из бюджета федерального правительства — 10—15%, из бюджета штатов — 25-30% и из бюджета местных властей — 2—5%. Федеральная помощь, по заключению американских специалистов, сформировалась, скорее, как результат необходимости, чем выгоды, и она выросла до своих нынешних размеров потому, что образование непосредственно служит национальным интересам, является существенным элементом национальной значимости.
Отметим, что нет однозначных сведений и аргументов в пользу большей или меньшей эффективности государственного или частного сектора высшего образования. Страны, имеющие высокий процент частных учебных заведений, достигают таких же результатов, как и страны, в которых сложились преимущественно государственные системы образования, и, наоборот, более высокая распространенность частного образования не приводит к более удовлетворительным результатам ни в экономическом, ни в образовательном плане. Положительные результаты образования обычно связаны с факторами организационного плана. Проблема в том, чтобы суметь внедрить динамизм частного сектора в управление государственной системой образования, не допустив при этом, чтобы она утратила свой демократический характер. Эта проблема вновь приводит к вопросу об автономии вузов, о контроле за результатами их деятельности.
Итак, общемировые тенденции развития классических университетов в последние десятилетия позволяют отметить следующие общие тенденции в экономике высшего образования.
1. В большинстве стран Европы в течение ряда последних лет произошло относительное, а кое-где и абсолютное снижение финансирования высшего образования. Это связано с некоторым общим экономическим спадом в европейских и североамериканских странах. Все крупнейшие университеты мира стали экономичнее в своих расходах не только на социальную сферу, но и на командировки своих профессоров и прием приглашенных. Например, в Гейдельбергском университете, которым гордится Германия, постоянно проводится анализ всех учебно-научных лабораторий на предмет того, какие средства каждая из лабораторий привносит в университет; в связи с неокупаемостью отдельные лаборатории закрываются.
2. Вузы большинства развитых стран во все большей степени из учебно-научных и культурных центров, финансируемых государством, становятся экономическими субъектами рыночной экономики со всеми свойственными предприятию атрибутами; в том числе производится оценка эффективности и экономической целесообразности структурных подразделений. При университетах растет количество разных экономически выгодных дополнительных форм образования, а научные исследования носят все более прикладной характер и финансируются фирмами или частными фондами. Активно ведутся исследования себестоимости подготовки специалистов на разных формах обучения, рассматриваются варианты дифференцированной платы за обучение.
3. Резкий рост предлагаемых вузами в последние годы дополнительных образовательных услуг, в том числе и в рамках послевузовского образования. Этот процесс стимулирует и государство, нуждающееся в более квалифицированных кадрах, и негосударственный сектор, заинтересованный в повышении квалификации своих работников. Вузы тоже заинтересованы, в том числе и экономически, в развитии системы предоставляемых дополнительных образовательных услуг. В США, например, вузы от постдипломных и дополнительных образовательных услуг получают гораздо больше средств, чем от платы за обучение в бакалавриате.
4. Стремление вузов ко все большей автономии, обосновываемое, в частности, тем аргументом, что вузы во все меньшей степени финансируются государством и в большей — за счет собственных заработанных вузами средств, уравновешивается возрастающим контролем со стороны государства. Создаются механизмы регулярного контроля за деятельностью вуза. В США государство, например, стимулирует работу различных аккредитаци-онных агентств (профессиональных или территориальных), во Франции создан специальный Национальный комитет по оценке образования.
6.3.1. Прогнозирование в системе маркетинга
Маркетинг — одно их важнейших направлений деятельности по привлечению внебюджетных средств. В маркетинге, как и в других прикладных дисциплинах и сферах экономической деятельности, большую роль играют подробности, конкретные детали, приобретающие нередко значение решающего фактора, в то время как в привычном понимании они воспринимаются как «излишние».
Маркетинг — это философия рыночной деятельности и одновременно руководство к действию.
Предоставляя огромные возможности для решения рыночных и иных проблем, маркетинг требует для своего полного и правильного использования большой подготовительной работы, творческого подхода.
Содержание понятия «маркетинг» охватывает широкий спектр форм и методов, обеспечивающих на основе обмена постоянно изменяющиеся потребности людей и организаций, общества в целом. Маркетинг охватывает:
-сущность, принципы, методы и функции человеческой деятельности, имеющей отношение к рынку;
- виды рынков, рыночный механизм, предложение и спрос;
- стратегию и тактику маркетинговой деятельности;
- планирование — план маркетинга и его виды, программно-целевые методы в маркетинге;
- товар - понятие товара, виды товаров, жизненный цикл товара (ЖЦТ), качество, конкурентоспособность товара, товарную политику, управление товарным ассортиментом, сервис;
- товародвижение и сбыт — элементы системы товародвижения, каналы товародвижения, управление товародвижением, организацию сбыта товаров;
-цены и ценообразование — цены в маркетинговой деятельности, методы расчета цен, вопросы ценообразования, ценовую политику;
- формирование спроса и стимулирование сбыта, рекламу и ее задачи, виды рекламы, выставки и аукционы, планирование рекламных кампаний, рекламный бюджет;
- информационное обеспечение, комплексные исследования в рамках отдельных сегментов рынка по видам услуг, по юридическим и физическим лицам и др., анализ и прогнозирование рынка;
- организацию маркетинговой деятельности — принципы организации, организационные структуры;
- управление и контроль маркетинга, виды управления и контроля, ситуационный анализ, ревизия маркетинга и т.д.
Прогнозирование в системе маркетинга — основной и завершающий этап комплексного изучения рынков, главные результаты которого закладываются в основу экономических программ.
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в республике, формирования рынка труда особо важным становится механизм государственного управления процессами подготовки, трудоустройства и занятости специалистов.
Решение этой проблемы обеспечивается благодаря созданию системы прогнозирования спроса в специалистах, сформированности так называемого «портфеля заказов» с учетом потребностей производства, сбалансированности этой потребности с количественными показателями приема студентов по вузам, регионам, специальностям, совершенствованию работы маркетинговых служб, сопряженных с системой государственного регулирования экономики, выработкой основных пропорций в подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием по различным отраслям экономики.