Блок математических и естественнонаучных дисциплин:
- формирует представление о математическом познании и моделировании, информационных технологиях;
- формирует представление о фундаментальном единстве естественных наук, концепции современного естествознания, о новейших открытиях естествознания и перспективах их использования в науке, технике, технологии, об экологических принципах рационального природопользования и деятельности человека;
- обеспечивает углубленное изучение фундаментальных наук, необходимых для соответствующей области знаний.
Блок общепрофессиональных дисциплин:
- формирует глубокие знания по общепрофессиональным дисциплинам
- создает базу для изучения специальных дисциплин направления образования;
- прививает навыки и умения профессиональной деятельности.
Блок специальных дисциплин:
- формирует знания, умения и навыки профессиональной деятельности по на правлению образования;
- определяет осознанный выбор дальнейшего образования по конкретной специальности;
- дает представление о научно-технических достижениях, проблемах и перспективах развития направления образования.
В образовательно-профессиональных программах магистратуры государственный компонент решает две основные задачи: общеметодологическую и специальную подготовку высококвалифицированных кадров на базе бакалавриата.
Рынок труда управляет образованием посредствам квалификационных требований, определяя сферу, объекты и виды профессиональной деятельности кадров, а также возможности их профессиональной адаптации. Для обеспечения этих требований в ГОСах предусматриваются соответствующие требования к обязательному минимуму содержания образовательно-профессиональной программы и уровню подготовки кадров. Как видно из рис. 3.02, совокупность квалификационных требований и соответствующей образовательно-профессиональной программы образует ГОС.
Резюме. Национальная модель подготовки кадров является основой обеспечения конкурентоспособности экономики Узбекистана. Одним из важнейших элементов Национальной модели являются государственные образовательные стандарты, определяющие цели и ценности образования, его содержания и результаты (требования к уровню подготовки), основные характеристики образовательно-профессиональных программ, формативную структуру образовательного процесса, его объемную и временную структуру с ориентацией на поэтапное и итоговое диагностирование степеней достижения цели, уровень образования и образованности.
Основными принципами разработки ГОС являются:
- гуманизация и гуманитаризация;
- фундаментализация;
- общеобразовательная и профессиональная подготовка;
- преемственность и непрерывность;
- опережающая подготовка;
- мобильность образовательно-профессиональной программы;
- академическая мобильность студентов;
- унификация блоков и групп дисциплин;
- привитие навыков самообразования;
- многоуровневый контроль качества.
Организационно-управленческие функции ГОС заключаются в упорядочении и регламентации качественных и количественных характеристик образовательной системы, посредством которых обеспечивается контроль за образованием со стороны личности, государства, общества, работодателя и др.
Рис. 3.02. Что такое ГОС? КТ - квалификационные требования;
ОПП - образовательно-профессиональная программа
3.3. Управление качеством образования
3.3.1. Факторы, влияющие на качество обучения и профессиональной подготовки кадров
Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы, научные исследования и стипендии, укомплектование кадрами, обучающихся, здания, материально техническую базу и оборудование, работу на благо общества академическую среду [24].
Качество обучения и профессиональной подготовки кадров - это главный выходной параметр образовательной системы, включающей:
- людей: профессорско-преподавательский состав, обучающихся, учебно-вспомогателвный персонал, административных работников и др.;
- технологии: педагогические, воспитательные, информационные, управленческие, контролирующие и др.;
- материально-техническое обеспечение: здания, оборудование, лабораторно-практическую базу и т.д.;
- нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение;
- стимулы и мотивы;
- внешние воздействия: требования рыночной экономики, личности, общества и государства.
Указанные составные элементы образовательной системы определяют совокупность доминирующих факторов, влияющих на качество обучения и профессиональной подготовки кадров. Эти факторы представлены на рис. 3.03, на котором качество обучения и профессиональной подготовки условно представлено в виде многомерной структуры - "домика".
Фундамент зависит от факторов, связанных с качеством подготовки выпускников среднего специального, профессионального образования, и его преемственностью с высшим образованием.
На плохом фундаменте хороший дом не построить!
Правая стена зависит от факторов, связанных с профессорско-преподавательским составом: профессиональная квалификация, психолого-педагогическая подготовка, духовность и культура, мотивация и стимулы, уровень партнерства с обучающимися.
Образовательное учреждение не может быть лучше преподавателей, работающих в нем.
На левую стену влияют факторы, определяемые Государственными образовательными стандартами (ГОС): учебные планы и программы дисциплин, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, квалификационные практики.
Хорошая нормативно-правовая база — основа хорошей организации учебно-воспитательного процесса и управления им.
Передняя стена зависит от факторов, связанных с интеграцией образования, науки и производства: использование в учебном процессе квалифицированных специалистов и современной материально-технической базы науки и производства, участие в решении их проблем.
Интеграция образования, науки и производства — платформа конкурентоспособной экономики.
На заднюю стену влияют факторы, связанные с организацией и управлением образовательного учреждения и его подразделений: система управления, методы и стили управления, индивидуально- и общественно-психологические качества руководителя
Управленческая деятельность по своему содержанию и характеру играет интеллектуально упорядочивающую роль в жизни трудовых коллективов.
На крышу влияют факторы, определяемые конкурентной средой рыночной экономики и перспективами: потребности и интересы личности, возможности их удовлетворения, материальное и моральное стимулирование труда, социальная защита.