- ограничение всех видов ресурсов вуза (как трудовых так и материальных), вовлекаемых во внебюджетную деятельность, которое является не только абсолютным, но и относительным, так как приоритетным и обязательным является их использование в основном образовательном и научном процессе, финансируемом из бюджета, что осложняет организацию внебюджетной деятельности.
- Современная экономика использует следующие понятия ресурсов (активов): основные, оборотные, нематериальные.
Нематериальные активы — это вложения в нематериальные объекты, используемые в хозяйственной деятельности в течение длительного периода и приносящие доход. По сути, это результаты предшествующих исследований и разработок. Будучи вовлеченными в хозяйственный оборот, приобретая стоимостную оценку, они становятся нематериальными активами. Согласно действующему положению о бухгалтерском учете в составе нематериальных активов учитываются: права пользования земельными участками, патенты, лицензии, товарные знаки, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, в частности на лицензионные виды деятельности и т. п. Нематериальные активы становятся одним из ключевых моментов экономики образования. Управление нематериальными активами вплотную примыкает к управлению основными фондами. Роль нематериальных активов возрастает по мере развития законодательства об интеллектуальной собственности и ее охране, расширения торговли патентами и ноу-хау. Важно отметить, что субъектами прав на интеллектуальную собственность в системе государственного вуза являются не только сам вуз, но и часть его научно-педагогических работников, что усложняет экономические отношения в вузе в процессе внебюджетной деятельности.
Финансовые ресурсы являются частью оборотных активов и обеспечивают, с одной стороны, содержание и развитие вуза, а с другой — бесперебойность производственных процессов во внебюджетной сфере. Источниками формирования финансовых ресурсов вуза в общем случае являются:
- бюджетные средства, то есть средства бюджетов различных уровней, выделяемые на обеспечение государственного образовательного стандарта, и денежные взносы учредителя (государства);
- средства, полученные от осуществления различных видов внебюджетной деятельности;
- плата за обучение;
- кредиты банков и иных кредиторов;
- добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц.
На структуру финансового механизма вуза существенное влияние оказывает государственная финансовая политика. В государственном механизме регулирования одинаково важны как платежи в бюджет, так и бюджетное финансирование. Платежи в бюджет регулируют мобилизацию собственной финансовой базы вуза и таким образом влияют на величину доли собственных финансовых ресурсов, оставшихся в его распоряжении. Действующее законодательство устанавливает разную систему налогообложения предпринимательской и непредпринимательской деятельности вузов, ставит величину мобилизации финансовых ресурсов в зависимость от оптимального соотношения разных видов деятельности, чтг, позволяет вузам развивать непредпринимательские виды деятельности, в частности, платные образовательные услуги и научные исследования.
Бюджетное финансирование регулирует возможности развития вуза за счет привлечения общегосударственных ресурсов и тем самым воздействует на его количественные и качественные показатели. Не имея возможности в полной мере обеспечивать высшую школу финансовыми средствами за счет бюджета, государство устанавливает налоговые льготы, для внебюджетной деятельности вузов, одновременно стимулируя эту деятельность. Налоговые льготы, устанавливаемые действующим законодательством, имеют несколько направлений:
-освобождение вузов, как бюджетных организаций, от ряда платежей независимо от их внебюджетной деятельности (плата за землю, налог на имущество и т. п.);
-установление государством налоговых льгот для определенных, важных для государства и вуза направлений деятельности (платные образовательные услуги, услуги в сфере образования, связанные с учебно-воспитательным процессом, хоздоговорные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т. п.);
-обуславливание налоговых льгот направлением расходования прибыли от внебюджетной деятельности (освобождение от налога на прибыль ряда видов внебюджетной деятельности вуза при условии ее реинвестирования в вуз).
Особенно жестко регулирует закон использование доходов от сдачи в аренду государственной собственности, обязывая направлять эти доходы исключительно на обеспечение развития вуза и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Задача администрации вуза при организации внебюджетной деятельности сводится к комплектованию оптимального по налоговым льготам набора направлений и видов деятельности и перераспределения ограниченных ресурсов вуза (трудовых, материальных, финансовых и др.), а также к реинвестированию прибыли, исходя из стратегических планов вуза в сфере образования и науки.
Структура потребностей в ресурсах по основным направлениям внебюджетной деятельности свидетельствует, что:
1. Платные образовательные услуги потребляют прежде всего трудовые ресурсы — научно-педагогические кадры высокой квалификации, а материальные ресурсы — учебные площади и оборудование. Наличие финансовых ресурсов на начальной стадии не обязательно, так как образовательные услуги оплачиваются предварительно. Важнее другое обстоятельство — необходимость лицензии на соответствующую образовательную деятельность, т. е. нематериальных активов в форме исключительного права на образовательную деятельность, принадлежащего вузу, а не его работникам, что дает вузу право на соответствующую долю прибыли.
2. Научно-производственная деятельность требует наличия в вузе научных кадров высокой квалификации, производственных площадей и оборудования, оборотных финансовых средств, поскольку заказчики оплачивают уже готовую научную продукцию. Следует отметить, что внебюджетная научная деятельность, как правило, не приносит значительной прибыли вузу ввиду острой конкуренции на рынке и структуре ресурсов, пропорционально которым распределяется доход (высокая стоимость трудовых ресурсов, другие прямые затраты на НИР), однако для вузов она важна для сохранения основной деятельности.
3. Коммерческая деятельность предполагает наличие финансовых несвязанных ресурсов (свободных собственных денежных средств), некоторых площадей и предпринимательского таланта работников. Соответственно распределяется и прибыль от этой деятельности.
Существует два подхода к распределительным механизмам внутри вуза: централизованное и децентрализованное распределение, сопровождаемое обязательствами по содержанию и развитию структурных подразделений. Предпочтительность децентрализации очевидна тогда, когда доход получен из многих источников и принимает форму оплаты за предоставление услуг, а управление финансами становится все более сложным и комплексным, гибким и способным адекватно реагировать на внешние изменения. Именно такова организационная структура вуза. Двухуровневое управление внебюджетной деятельностью при наличии в вузе автономных структурных подразделений предопределяет и соответствующие уровни распределения доходов: формирование централизованных фондов вуза и децентрализованных фондов структурных подразделений. С другой стороны, необходимо разделять и два других уровня (стадии) финансовых потоков: стадия производства товаров, работ и услуг, на которой формируется себестоимость продукции вуза и прибыль, и стадия распределения и расходования прибыли. Распределение доходов от внебюджетной деятельности осуществляется следующим образом: предварительно вуз распределяет вырученные средства между государством и вузом, направляя в бюджет различных уровней налоги и осуществляя платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, фонд занятости). Налоги и платежи обязательны и осуществляются централизованно бухгалтерией вуза с его расчетного счета. Оставшиеся средства распределяются между вузом (централизованные внебюджетные средства) и его структурными подразделениями (средства подразделений), занятыми внебюджетной деятельностью. Пропорции распределения определяются руководством вуза, исходя из прав собственности на вовлеченные в деятельность ресурсы (трудовые, материальные и нематериальные), обязательств подразделений по содержанию и развитию вуза, реальных расходов централизованной части вуза и структурных подразделений по производству товаров, работ и услуг (себестоимости).