рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
40

В более позднее время акцент ставился на увеличении выпуска специалистов с помощью следующих мер: - сокращения продолжительности курсов;

- увеличения академического года, включая обучение летом;

- более широкого использования вечернего обучения;

- чтения лекций студентам в больших группах (что невозможно без соответствующих площадей) и в дополне­ние к этому использования обучения на компьютерах, которое не требует большого количества преподавателей;

- более широкого использования заочного и вечернего обучения.

Многие из этих мероприятий еще находятся в стадии рассмотрения или на раннем этапе внедрения, но сам факт их обсуждения показывает, в каком направлении развивается официальное мнение на Западе. Нет сомнений в том, что некоторые из существующих подходов вскоре будут широко использоваться другими государствами.

Уже вполне очевидно, что давление на вузы с целью повышения производительности, оказываемое без предоставления достаточных ресурсов, увеличивает вероятность того, что в результате снизится качество как образовательной, так и исследовательской деятельности в ин­ститутах высшего образования. Вот почему в тех странах, где производительность росла наиболее быстрыми тем­пами, время от времени предпринимались параллельные усилия по оценке качества образовательного и научного процессов.

В Великобритании, например, результатом этих оценок были не только практические рекомендации вузов относительно того, что можно было бы улучшить в их работе, но и определенные бюджетные сдвиги. В частности, здесь регулярно осуществляется рейтинговое оцени­вание всех вузов и ежегодно публикуются таблицы национального ранжирования групп однородных университетов. Вузы с высоким рейтингом или получившие более высокий балл за качество образования, получают дополнительное финансирование. Обратимся к опыту Японии как одному из крайних проявлений экономии средств бюджета. Японская система образования обходится относительно дешево для совокупного бюджета страны: японское правительство затрачивает 5,5—6% от валового национального продукта (ВНП) на образование по сравнению с 7,1% в США, 7,7% в Великобритании. Тем не менее, японские школьники и студенты по многим показателям, отражающим качество получаемого образования, опережают своих сверстников из других стран. Представляется, что основ­ное преимущество японской системы образования лежит в экономике — институциональных особенностях, в частности, соотношении государственного и частного сек­торов и особенностях финансирования образовательных учреждений: роль негосударственного сектора возрастает от начального образования к высшему.

В Японии высшее образование, являясь элитарным, то есть недоступным для всех желающих, опирается как на государственные, так и на частные вузы. Японское правительство оставило образовательную нишу в системе высшей школы: государственные университеты занимались и занимаются подготовкой специалистов в основном по естественнонаучным, инженерным дисциплинам; негосударственные университеты, как правило, специализируются на подготовке специалистов по гуманитарным и социально-экономическим специальностям. Заметим, что государство обеспечивает получение специальностей, которые требуют наибольших затрат (известно, что подготовка современного инженера обходится значительно дороже, чем, скажем, юриста или бухгалтера). Таким образом, образовательная система страхует себя от несостоятельности рынка в образовательной сфере, состоящей в том, что частные образовательные учреждения могут просто не предоставить возможности получения специальностей, требующих высоких издержек и связанных с фундаментальной наукой, из-за риска невозврата первоначально вложенных средств. Государство устанавливает образовательные стандарты таким образом, чтобы издержки в негосударственном секторе были минимальны, что приводит к снижению платы за обучение, росту спроса на негосударственное высшее образование и, как следствие, росту числа негосударственных университетов. Этому способствует и политика дотаций, и политика выдачи лицензий на препо­давание недорогих специальностей, и более низкие требования к квалификации преподавателей, позволяющие экономить на заработной плате, и большее количество студентов, приходящихся на одного преподавателя в частных университетах.

Следует подчеркнуть, что в значительной мере своими успехами японская система образования обязана высокой культуре менеджмента, как на уровне управленческих правительственных структур, так и в самих государственных и негосударственных учебных заведениях.

Возвращаясь к основным источникам финансирования вузов (государственные и частные источники), уместно привести мнение экспертов консорциума, исследователей высшего образования и Европейского центра ЮНЕСКО по высшему образованию (СЕПЕС), которые пришли к выводу, что смешанное финансирование является более эффективным, чем чисто государственное или исключительно частное, при этом смешанное финансирование желательно как для государственных, так и для частных высших учебных заведений. Наиболее характерна в этом плане система финансирования вузов в США.

Исторически сложилось так, что первые американские колледжи были частными корпорациями, которые разрабатывали свою политику, стандарты и процедуры совершенно независимо от государства. Но в послевоенные годы численность студентов в государственных вузах постоянно возрастала. Если в 1950 г. 49% всех студентов обучались в частных колледжах и университетах, то затем, в связи с расширением сети государственных местных колледжей, соотношение изменилось: доля студентов в государственных вузах превысила 78%.

Из 3500 вузов США, выдающих дипломы о высшем образовании, более половины — частные корпорации, ответственность за которые возложена на попечителей, как правило, известных бывших выпускников и других частных лиц, оказывающих филантропическую помощь. Частному сектору в США принадлежат многие известные исследовательские университеты — Гарвардский, Стэнфордский, Йельский, Чикагский и большинство наиболее престижных колледжей, в частности, в Амхерсте, Уильямсе, Карлтоне, которые получают значительные пожертвования и пользуются высокой репутацией. Это позволяет им взимать высокую плату за обучение и другие сборы (свыше 20 тыс. долларов в начале 90-х годов).

Число частных вузов в США в последние, десятилетия росло значительно быстрее, чем государственных, но до­ля студентов, получающих в них высшее образование, постоянно сокращалась в первую очередь из-за высокой платы за учебу и возможности получения соответствующего диплома в государственном вузе. Кроме того, частные вузы США по своим размерам значительно меньше государственных. Финансирование американских вузов осуществляется из пяти основных источников:

- средств, выделяемых из федерального бюджета, бюджетов штата и местного правительства;

-платы студентов за обучение и услуги;

- доходов вузов от собственной деятельности;

-пожертвований филантропических организаций и отдельных лиц;

- процентов от накоплений со специальных фондов, созданных частными организациями и лицами.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту