Научная самостоятельность вуза выражается в выборе направлений научных исследований, тематики, заказчиков, а также форм и методов проведения работ.
Основой экономической самостоятельности вуза является признание существования продукта, производимого вузом в результате своей деятельности. Под экономической самостоятельностью подразумевается, с одной стороны, свобода в распоряжении, как собственными средствами вуза, так и ресурсами, полученными в результате образовательной, научной и хозяйственной деятельности, с другой стороны, полная экономическая ответственность вуза за результаты своей деятельности.
Экономика высшей школы — это особая часть национального производства товаров и услуг, функционирование которой основано на специфичной организации финансовых, материальных и трудовых отношений в данной сфере деятельности.
За образовательным учреждением, в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом, учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также - другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на правах собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Высшее образование оказывает важное влияние на экономические и социальные стороны жизни общества и личности. Именно это воздействие является определяющим стимулом при выборе государственной и региональной политики в сфере высшего образования.
Экономическое воздействие высшего образования осуществляется через совокупность накопленных полезных свойств человека, его квалификационных и профессиональных качеств, которые в процессе непосредственного применения в сфере общественного производства будут способствовать приумножению благ конкретного человека, предприятия или организации, в которой он будет работать, в конечном счете — росту благосостояния соответствующей территории и государства. Так, по опыту американских фирм, каждые 35 тысяч долларов, вложенных в образование, приносят прибыль 1 миллион долларов. Кроме того, характерной особенностью прогресса в современном обществе является интеллектуализация труда. Поэтому исключение данной сферы из числа приоритетных, неизбежно приведет к отставанию от ведущих стран мира.
Социальное воздействие заключается в том, что в высшем учебном заведении в большей степени осуществляется формирование личности, индивидуального и общественного сознания, приумножается духовное богатство общества посредством предоставления образовательных, культурно-просветительных услуг.
Высшее образование — это инвестиции в человеческий фактор. Общество, государство в целом заинтересованы в этих инвестициях, поскольку повышение уровня образования обеспечивает экономический рост, повышение производительности труда, сглаживает социальные проблемы.
Можно выделить следующие направления воздействия вуза на регион:
- Экономическое воздействие. Регион получает значительный доход, так как наличие вуза приводит к существованию потока дополнительных финансовых ресурсов. Увеличению дохода способствует то обстоятельство, что студенты расходуют большую часть своих средств именно в данном регионе. При этом состояние рынка труда изменяется в сторону увеличения числа высококвалифицированных специалистов, что, в свою очередь, приводит к увеличению их конкурентоспособности и увеличению на них спроса на данном рынке. Это в конечном счете способствует увеличению количества рабочих мест, связанных с высококвалифицированным трудом. Возможны изменения в структуре производства в сторону увеличения организаций и фирм, выпускающих и использующих наукоемкую технологию.
- Демографическое воздействие. Наличие вузов приводит к росту населения, увеличению его мобильности. Кроме того, студенческий контингент оказывает положительное воздействие на изменение структуры населения региона.
- Социальное воздействие. Врегионе происходит улучшение качества жизни, а повышение образовательного уровня населения региона способствует снижению уровня преступности.
- Культурное воздействие. Существование высших учебных заведений приводит к повышению культурного и нравственного уровня в регионе, способствует активизации культурной жизни.
В то же время и регион оказывает воздействие на высшее учебное заведение. Вуз учитывает интересы региона, в противном случае он может потерять не только контингент студентов, но и заказы на разные виды своей деятельности. Деятельность вуза строится на непосредственном изучении регионального рынка труда и рынка научных технологий.
С переходом к рыночной экономике вузы стали обладать большей свободой в определении финансовой политики и организации своей деятельности на основе коммерческого расчета. Они самостоятельно определяют спектр тех услуг, которые могут предложить сегодня на рынке. Обоснованность цен и качество данных услуг непосредственно влияет на эффективность функционирования вузов, их репутацию и, как следствие, экономическое благополучие. В то же время, исходя из того, что деятельность высшей школы оказывает первостепенное воздействие на жизнь общества, экономическое и политическое положение страны, данная сфера находится под непосредственным контролем государства. Это выражается, с одной стороны, в рекомендациях вузам по вопросам, связанным с государственными стандартами высшего образования, с другой стороны, — в определенном ограничении коммерческой деятельности вузов.
Структура финансово-кредитного механизма в целом состоит из следующих элементов:
- формы, методы, принципы организации финансово-кредитных отношений;
- законодательное регламентирование;
- система планирования, управления и контроля за результатами финансово-кредитного воздействия.
Несмотря на то, что данные звенья функционируют самостоятельно, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Внутренняя увязка данных составных частей финансово-кредитного механизма является первоочередным и неотъемлемым условием, определяющим эффективность его функционирования.
I Финансовые ресурсы вузов складываются из двух источников: государственного бюджета и внебюджетных средств.
В основу расчета бюджетных расходов закладываются: гранты приема студентов (учащихся); контингент студентов (учащихся); объем материально-технической базы образовательных учреждений. Для определения штата профессорско-преподавательского состава и соответствующего фонда заработной платы используется такой показатель, как установленное число студентов на одного преподавателя.