Основные виды внебюджетной деятельности можно классифицировать по следующим направлениям:
1. Сфера образовательных услуг:
- Платно-контрактная форма обучения.
- Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения.
- Распределение специалистов по договорам с предприятиями.
- Повышение квалификации и переподготовка кадров.
- Получение второго высшего образования.
- Организация различного рода бизнес - школ.
- Организация курсов интенсивного обучения иностранным языкам.
- Дополнительное образование на курсах с получением специальных сертификатов (программисты, бухгалтера, аудиторы и т.д.).
- Организация платных консультаций для физических и юридических лиц.
- Организация платных краткосрочных курсов и семинаров.
2. Научно-производственная деятельность:
- Хоздоговорная научно-исследовательская работа.
- Консалтинговая и справочно-информационная деятельность.
- Внедренческая деятельность, связанная с внедрением в регионах высоких технологий.
- Организация лизинга научного оборудования и инвентаря.
- Комплексные междисциплинарные исследования по заказам правительственных учреждений, территориальных органов управления или коммерческих структур.
- Научно-техническое содействие малому и среднему бизнесу.
- Организация научно-технических парков и инкубаторов нововведений.
- Научная работа по индивидуальным договорам с коммерческими и хозрасчетными научно-исследовательскими организациями.
- Продажа патентов и лицензий на открытия и изобретения ученых высших образовательных учреждений.
- Организация научно-исследовательских центров и лабораторий с коммерческими фирмами и предприятиями.
- Создание совместных предприятий с участием иностранных инвесторов.
- Организация платных научно-практических конференций и семинаров.
- Организация рекламы образовательных: и научно- исследовательских услуг высших образовательных учреждений.
- Организация аудиторской деятельности.
- Прочие виды инновационной деятельности научно-производственного характера, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан.
3.Внешнеэкономическаядеятельность:
- Организация обучения иностранных студентов, аспирантов, магистрантов, стажеров.
- Организация совместных факультетов с зарубежными высшими образовательными учреждениями.
- Организация совместных предприятий с иностранными партнерами.
- Участие в программах поддержки высшего образования с зарубежными фондами.
- Направление студентов Узбекистана в зарубежные высшие образовательные учреждения.
- Привлечение различных видов иностранных инвестиций.
4. Коммерческая деятельность:
- Издание учебников, учебно-методической и научно-популярной литературы.
- Выпуск периодических изданий.
- Организация рекламной деятельности.
- Аренда свободных помещений:
- долгосрочная аренда (лизинг) помещений;
- краткосрочная аренда пустующих во время каникул общежитий;
- аренда помещений конференц-залов, аудиторий для проведения конференций и платных занятий;
- аренда столовых для проведения торжеств и других мероприятий во внеучебное и внерабочее время;
- Сфера услуг для студентов, сотрудников и населения:
- организация общественного питания;
- лечебные и оздоровительные услуги профилакториев;
- услуги спортивных комплексов или стадионов;
- бытовые услуги (парикмахерские, химчистки, стирка белья, ремонт обуви и т.д.);
- организация платных детских садов или детских площадок;
- Передача коммерческим организациям права пользования символикой и реквизитами высшего образовательного учреждения.
5. Спонсорство:
- Привлечение спонсорских средств от предприятий, организаций, фирм всех форм собственности.
- Оказание услуг и работ (капремонт, оформление учебных корпусов, благоустройство территорий и т. д.).
- Безвозмездная передача оборудования (аудио-видео, компьютерная оргтехника, учебно-лабораторное оборудование, писчая бумага и т. д.).
- Пополнение библиотечного фонда (учебники, учебные пособия, каталоги, художественная литература и т. д.).
- Привлечение иностранных инвестиций (мини-типографии, автотранспорт, учебно-лабораторное оборудование, учебная литература).
-
6. Фонд развития Попечительских советов высших учебных заведений:
- Добровольные взносы государственных предприятий.
- Добровольные взносы кооперативных организаций.
- Добровольные пожертвования граждан.
- Добровольные спонсорские взносы иностранных инвесторов.
- Доходы от деятельности созданных Попечительским советом совместных предприятий с зарубежными фирмами.
- Кредиты, выданные коммерческими банками или другими финансовыми институтами.
- Прочие поступления в адрес Попечительского совета. Принимая все меры по расширению различных видов деятельности и привлечению дополнительных источников финансирования, вузы, не могут допускать излишней коммерциализации, т.к. высшая школа — это важный социальный институт общества, формирующий его интеллектуальный и духовный потенциал, поэтому масштабы и направления коммерциализации могут быть оправданы только в том случае, если они не противоречат основным целям и задачам уставной деятельности, не приводят к ее перепрофилированию.
6.2.3. Управление внебюджетной деятельностью вузов
Важнейшим методом управления внебюджетной деятельностью высшего учебного заведения является ресурсный метод, в частности, финансовый. В государственных вузах структура ресурсов складывается из трудовых и материальных ресурсов. При более широком подходе можно назвать еще информационную составляющую ресурсного потенциала и некоторые другие разновидности ресурсов, которые в определенном смысле вторичны, поскольку в итоге все равно выступают в качестве атрибутов труда работников или материальных условий их деятельности. В связи с этим необходимо выделять так называемые нематериальные активы, а в их составе - интеллектуальную собственность. В частности, требует учета предпринимательский талант работников вуза как фактор производства. В материальной части ресурсов важное место занимают финансовые ресурсы, в первую очередь сформированные за счет внебюджетной деятельности, поскольку они являются свободными, несвязанными, в отличие от бюджетных финансовых ресурсов.
Особенностями ресурсов (активов) в вузах, как учебно-научно-производственных комплексах, являются:
- значительная и все возрастающая роль нематериальных активов;
- невозможность использовать столь интенсивно, как в промышленности, лабораторно-экспериментальное оборудование; его уникальность, высокая цена и малоликвидность, что снижает конкурентоспособность продукции вуза на рынке;
- уникальность и высокая квалификация человеческого капитала, т.е. научно-педагогических работников; высокая стоимость их как трудовых ресурсов с одной стороны, при наличии в вузе потенциально дешевой рабочей силы в лице студентов, с другой стороны;