Разработка и реализация бюджетной системы вуза предполагает гласность, коллегиальность в принятии решений, реальное участие работников вуза в этом процессе через демократические механизмы голосования, периодический контроль и отчетность, что повышает эффективность использования ресурсов вуза и снимает конфликты при распределении дохода. В процессе планирования бюджетной системы вуза особая роль принадлежит несвязанным внебюджетным средствам вуза, которые и позволяют государственным вузам реально влиять на направленность финансовых потоков. Другая особенность бюджетного планирования - целевая направленность внебюджетных доходов по определенным направлениям деятельности: например, доходы от аренды полностью поступают в распоряжение проректора по административно-хозяйственной работе и расходуются на содержание материально-технической базы вуза; централизованная часть доходов от хоздоговорных НИОКР поступает в распоряжение проректора по HP и расходуется на целевые программы.
Центральной задачей разработки бюджетной системы вуза (единой сметы доходов и расходов) является финансовое обеспечение его стратегических планов, то есть набора действий и решений, которые ведут к разработке своих целей, реализации своей миссии. Стратегическое планирование — это прежде всего стратегическое предвидение будущего вуза, адаптация к внешней среде, внутренняя организация вуза. Определяя направление ресурсов на краткосрочные меры или реализацию стратегических планов, бюджетная система вуза в любом случае всегда предусматривает:
- увеличение и развитие источников финансирования (диверсификация);
-более эффективное использование имеющихся ресурсов, совершенствование структуры текущих расходов;
-инвестирование ресурсов как в краткосрочные высокодоходные проекты, так и в долгосрочные стратегические программы;
-уменьшение издержек вуза за счет их сокращения и экономии ресурсов;
- использование внешних факторов при оценке эффективности.
В условиях рыночной экономики все возрастающее значение для вузов приобретает профессиональное управление финансами — финансовый менеджмент. Так, стратегическое решение о направлении внебюджетных средств преимущественно на реинвестирование, то есть на интенсивное развитие материально-технической базы и подготовку научно-педагогических кадров по перспективным направлениям высшего образования предопределяет возможность открытия в вузе ряда специальностей, пользующихся рыночным спросом, а это, в свою очередь, увеличивает доходы вуза, Управление ресурсами вуза при переходе к рыночной экономике — сложная задача, которая требует разработки показателей и принципов оценки активов вуза, их инвентаризации, четкого представления о материально-технической базе, контроля за целевым и эффективным использованием ресурсов вуза. Только управляя набором направлений и видов внебюджетной деятельности с учетом внешней налоговой политики государства и оптимально распределяя по ним ограниченные ресурсы вуза, а также устанавливая стимулирующие рост объем работ и внутренние платежи в централизованные фонды, вуз достигает максимума прибыли для последующего ее реинвестирования в соответствии с избранной стратегией развития вуза.
6.2.4. Системы финансирования вузов в развитых странах
Объемы и методы финансирования высшего образования в экономически развитых странах определяются рядом факторов:
-степенью развития экономики страны;
- задачами, которые ставит страна и ее руководство перед высшим образованием;
- национальными традициями;
-спецификой структурирования, организации и управления высшими образовательными учреждениями.
Только с учетом всех этих обстоятельств формируется национальная модель финансирования вузов.
Япония, например, имеет не общедоступную, а скорее элитарную модель высшего образования, и доля государственных расходов на образование в валовом национальном продукте значительно ниже, чем в США, Канаде и Швеции, высшее образование в которых практически общедоступно, но это и политика руководства стран, это и национальные традиции. Если европейские страны, в частности, Франция и Германия, стараются изолировать высшую школу от влияния рынка, финансируя ее в значительной степени за счет бюджета и контролируя со стороны государства, то высшее образование в США традиционно самостоятельно от федерального правительства, постоянно связано с рыночными структурами, платное даже в государственных вузах. Однако данные о государственных расходах в США (табл. 6.01.) на высшее образование говорят о том, что они, очевидно, достигли разумного максимума, после которого под угрозой окажется автономия вузов и их способность реагировать на внешние изменения.
В странах Запада у университетов, как правило, имеются три основных источника финансирования, из которых покрываются затраты, связанные с образовательной деятельностью. К этим источникам относятся: правительственные гранты; плата за обучение, взимаемая со студентов; доходы, полученные в результате коммерческой деятельности. Соотношение между ними варьируется довольно существенно в разных странах, а также меняется время от времени в каждой стране. Самим студентам вузов также приходится финансировать свои повседневные расходы, и для этого существуют следующие возможности: средства родителей; индивидуальные гранты, полученные от правительства; специальные займы, выдаваемые студентам; побочные заработки. Подчеркнем, что независимо от системы, общества или страны затраты могут быть получены в той или иной комбинации из следующих четырех источников поступления: родители, студенты, налогоплательщики и высшие учебные заведения.
Многие западные правительства стремятся урезать объем государственных расходов, чтобы сбалансировать бюджет. Даже в Западной Европе финансирование явно смещается от правительственных грантов в сторону доходов, поступающих от коммерческой деятельности вузов или в качестве платы за обучение. В таких странах как Германия плата за обучение была по существу номинальной, в Великобритании плата более значительна, но в большинстве бремя этих расходов несли районные иллюстрируя ее в значительной степени за счет бюджета и контролируя со стороны государства, то высшее образование в США традиционно самостоятельно от федерального правительства, постоянно связано с рыночными структурами, платное даже в государственных вузах. Однако данные о государственных расходах в США (табл. 6.01.) на высшее образование говорят о том, что они, очевидно, достигли разумного максимума, после которого под угрозой окажется автономия вузов и их способность реагировать на внешние изменения.
В странах Запада у университетов, как правило, имеются три основных источника финансирования, из которых покрываются затраты, связанные с образовательной деятельностью. К этим источникам относятся: правительственные гранты; плата за обучение, взимаемая со студентов; доходы, полученные в результате коммерческой деятельности. Соотношение между ними варьируется довольно существенно в разных странах, а также меняется время от времени в каждой стране. Самим студентам вузов также приходится финансировать свои повседневные расходы, и для этого существуют следующие возможности: средства родителей; индивидуальные гранты, полученные от правительства; специальные займы, выдаваемые студентам; побочные заработки. Подчеркнем, что независимо от системы, общества или страны затраты могут быть получены в той или иной комбинации из следующих четырех источников поступления: родители, студенты, налогоплательщики и высшие учебные заведения.