- регулярно посещать занятия;
- готовиться к занятиям;
- активно участвовать в дискуссиях в ходе занятий;
- проявит интерес к предмету, осознавая связь курса с другими дисциплинами;
- советовать как улучшить курс;
- совершенствовать свою работу;
- пунктуален.
Только при выполнении всего перечисленного комплекса взаимных требований тандема преподаватель-студент можно говорить о соответствии этих отношений параметрам качества.
Внедрение концепции качества, принципов и механизмов тотального управления качеством в рамках системы государственного и общественного контроля за качеством подготовки кадров для системы образования, позволяет обеспечить высокий уровень подготовки кадров, создать конкурентную среду при их отборе на рынке образовательных услуг.
4.1.1. Принципы и стили управления
Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, обучения, воспитания, мотивации контроля, если нет эффективного управления.
Чтобы управление вузом было эффективным, оно должно учитывать интересы всех участников учебно-воспитательного процесса: студентов, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного и административного персонала и др. Такое многообразие участников естественно требует выбора соответствующего принципа управления ими.
В развитых странах широко используются восемь основных принципов управления образованием, представленные в таблице 4.01. Из них I .4-й принципы ориентированы на выполнение задания — подготовку квалифицированных кадров в соответствии с требованиями заказчиков (рынка труда, науки, сферы обслуживания, медицины и т.д.). Следующие четыре принципа ориентированы на исполнителей процесса, подготовки кадров: профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный и административный персонал и др.
Таблица 4.01
Основные принципы управления образованием [20]
№ |
Ориентация на выполнение задания |
№ |
Ориентация на исполнителей |
1 |
Творческий подход к разрешению проблемы (использование всех возможностей мышления для того, чтобы приспособиться к переменам) |
5 |
Сотрудничество членов команды и коммуникация |
2 |
Систематическое планирование для достижения качественных результатов (разработка политики — планирование - реализация - мониторинг) |
6 |
Ориентация на заказчика (обеспечение услуг по выполнению требований заказчика, заинтересованных лиц) |
3 |
Стиль руководства в зависимости от ситуации (усиление способности адаптироваться к ситуации и подчиненным) |
7 |
Положительное мышление, благоприятная атмосфера и взаимоотношения (умение ценить и уважать коллег) |
4 |
Хорошее взаимопонимание и одинаковое отношение к идеалам (четкие ожидания, конструктивная обратная связь) |
8 |
Передавать полномочия и способствовать профессиональному росту сотрудников (передача полномочий и создание условий для профессионального роста) |
Принцип творческого подхода применяется, как правило, при управлении учебно-воспитательным процессом. Необходимость его применения в данном случае диктуется следующими условиями:
- во-первых, многообразием видов учебной деятельности: лекции, лабораторные и практические занятия, семинары, коллоквиумы, самообразование, квалификационные практики, курсовые проекты (работы) и т.д., которые решают различные цели и задачи;
- во-вторых, разнообразием преподаваемых дисциплин и курсов по их целям и задачам, структуре и содержанию;
- в-третьих, индивидуальностью обучаемых личностей Чтобы учесть указанные особенности, необходимо максимально использовать все возможности мышления как обучающих, так и обучающихся. Это позволяет адаптироваться к различным элементам и условиям проведения учебно-воспитательного процесса.
Принцип систематического планирования деятельности широко применяется как в различных подразделениях образовательного учреждения, так и при реализации учебно-воспитательного процесса. Он предусматривает разработку рациональных планов деятельности, организацию их выполнения и оценку полученных результатов. При управлении учебно-воспитательным процессом этот принцип является как бы инструментом принципа творческого подхода. Преподаватель, подходя творчески к выполнению того или иного вида учебной деятельности, должен спланировать свои действия и действия обучающихся, реализовать их на высоком уровне, проконтролировать и оценить результаты, сделать выводы по коррекции своей и студенческой деятельности, если в этом есть необходимость.
Принцип гибкости стиля руководства используют многие руководители, работающие в условиях частого изменения ситуации, что характерно для управления учебно-воспитательным процессом. Как отмечалось выше, - это многообразие видов учебной деятельности, разнообразие дисциплин и курсов, индивидуальные свойства личности. К этому следует добавить также частую смену управляемых коллективов в результате обучения одним и тем же преподавателем различных групп или подгрупп, причем нередко на различных курсах или факультетах, по нескольким направлениям ил специальностям. В этих условиях преподаватель каждый раз должен выбирать не только соответствующий стиль руководства, но и методы обучения и воспитания.
Принцип взаимопонимания и единомыслия определяет идеологию управления. Этот принцип особенно важно использовать при управлении учебно-воспитательным процессом. В данном случае у преподавателей и студентов должно быть единомыслие в понимании значимости:
- общественных и личностных ценностей;
- направления или специальности в развитии экономики страны;
- курса или дисциплины в формировании личности в профессиональном и духовном плане;
- целей и задач курса или дисциплины.
Уровень взаимопонимания и единомыслия определяет партнерские отношения и является конструктивной обратной связью в учебно-воспитательном процессе.
Принцип сотрудничества команды (группы, коллектива) используется, как правило, при управлении кафедрами, лабораториями, факультетами, научными и другими подразделениями вуза, а также ректоратом. Этот принцип предполагает применение различного рода активных групповых методов ("мозговой штурм" и др.), характерной особенностью которых является наличие отношений равенства партнеров и свободное независимое высказывание мнений. В данном случае руководитель в какой-то мере напоминает дирижера.