4.2.1. Убеждение как основа управления
Управление — это работа с людьми, которая немыслима без целенаправленного убеждения.
Современный руководитель, особенно в сфере высшего образования (ректор, проректор, декан, заведующий кафедрой, преподаватель* и др.), должен уметь пользоваться механизмом убеждения для оказания своего влияния на подчиненных с целью достижения поставленных задач. Механизм убеждения позволяет довести до сознания исполнителя, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит свои собственные потребности, т.е. исполнитель становится заинтересованным лицом. Об этом образно сказал М. Мескон: "Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю,
Преподаватель является руководителем обучающихся при реализации учебно-воспитательного процесса
4.2.1. Убеждение как основа управления
Управление — это работа с людьми, которая не мыслима без целенаправленного убеждения.
Современный руководитель, особенно в сфере высшего образования (ректор, проректор, декан, заведующий кафедрой, преподаватель* и др.), должен уметь пользоваться механизмом убеждения для оказания своего влияния на подчиненных с целью достижения поставленных задач. Механизм убеждения позволяет довести до сознания исполнителя, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит свои собственные потребности, т.е. исполнитель становится заинтересованным лицом. Об этом образно сказал М. Мескон: "Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать, он "продает" исполнителю то, что нужно делать". В результате исполнитель будет чувствовать, что идея чего-либо принадлежит ему.
Процедура убеждения включает четыре вида воздействия: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.
Информирование — это сообщение о том, во имя чего исполнитель должен действовать. Необходимость информирования диктуется тем, что исполнитель, прежде чем действовать хочет убедиться, что надо делать и сумеет ли он это сделать.
Никто не начнет действовать, если считает, что действовать либо не стоит, либо невозможно.
Информирование в процессе убеждения чаще всего реализуется в виде рассказа, который может быть построен двумя путями:
- индуктивным, когда идут от отдельных фактов к обобщениям;
- дедуктивным, когда идут от общих положений к отдельным фактам.
При индуктивном изложении в начале рассказа, как правило, ставят вопрос, ответом на который является весь последующий рассказ. В этом случае основное сообщение воспринимается более активно. При дедуктивном же изложении все наоборот — вопрос ставится после сообщения главной мысли.
Следует отметить, что при информировании холерика (присущ быстрый темп психической деятельности) целесообразно использовать дедуктивный путь изложения, а флегматика (присущ замедленный темп психической деятельности) — индуктивный.
В работе руководителя любого ранга разъяснение занимает такое же важное место, как и информирование. Разъяснение может быть инструктивное, повествующее и рассуждающее.
Инструктивное разъяснение — это схематичное раскладывание "по полочкам" деятельности исполнителей, побуждаемых к усвоению какой-либо инструкции. В этом случае у слушателей задействована память. Данный вид разъяснения не очень нравится творческим натурам и лицам с художественными наклонностями.
Повествующее разъяснение — это изложение влогической последовательности фактов (как в рассказе) в виде живого повествования, которое приводит к вполне определенным выводам. При таком разъяснении руководитель должен умело пользоваться постановкой голоса, мимикой и жестами.
Рассуждающее разъяснение,— заключается в одновременной постановке руководителем перед исполнителями вопросов "за" и "против", что заставляет мыслить последних (без принуждения). В этом случае исполнители ощущают свою значимость и причастность к решению тойили иной проблемы, задачи. Данный вид разъяснения целесообразно использовать при работе с творческими натурами.
Доказательство — это вид воздействия при убеждении, который строится на основе законов логики: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточно основания. При таком воздействии, как правило, выдвигается какой-либо тезис (мысль или положение), истинность которого надо доказать, и подыскиваются факты, аргументы и (или) доводы для доказательства тезиса. Это воздействие обычно называют демонстрацией.
Опровержение — это в логическом плане такой же вид, но действия, как и доказательство. Однако в психологическом плане между ними имеется большая разница. Опровержение, в отличие от доказательства, связано с критикой устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей,
с разрушением старых и формированием новых установок, что вызывает яростное сопротивление со стороны оппонентов. Поэтому, чтобы убедить сторонников старого, в принятии нового нужны очень веские факты, аргументы и (или) доводы.
Оппонент, припёртый к стенке, может отказаться от борьбы.
Рассмотренные выше четыре вида воздействия, на которых основано убеждение исполнителей, на практике наполняются соответствующими приемами. Последние определяются в зависимости от обстоятельств и личности исполнителей.
Для эффективного влияния на исполнителей путем убеждения целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями [20]:
1. Постарайтесь точно определить потребности исполнителя и апеллируйте к ним.
2. Начинайте разговор с такой мысли, которая обязательно придется по душе исполнителю.
3. Постарайтесь создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности. Покажите свое дружеское отношение.
4. Дайте возможность сотруднику выговориться.
5. Постройте ваш диалог так, чтобы сотрудник был вынужден отвечать вам "да " с самого начала.
6. Сделайте так, чтобы сотрудник почувствовал, что идея принадлежит ему.
7. Говорите, сообразуясь с интересами сотрудников, а не своими собственными. Подчеркивайте причастность сотрудников к решаемой проблеме, задаче.
8. Если высказывается несколько точек зрения, постарайтесь говорить последним: ваши аргументы имеют наибольший шанс повлиять на аудиторию.
9. Придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их
К указанным рекомендациям следует добавить, что исполнитель, на которого влияют, должен:
- рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения какой-то потребности;
- считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребности;