рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
19

4.2.1. Убеждение как основа управления

Управление — это работа с людьми, которая немыслима без целенаправленного убеждения.

Современный руководитель, особенно в сфере высшего образования (ректор, проректор, декан, заведующий кафедрой, преподаватель* и др.), должен уметь пользоваться механизмом убеждения для оказания своего влияния на подчиненных с целью достижения поставленных задач. Механизм убеждения позволяет довести до сознания исполнителя, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит свои собственные потребности, т.е. исполнитель становится заинтересованным лицом. Об этом образно сказал М. Мескон: "Руководитель, ко­торый влияет путем убеждения, не говорит исполнителю,

Преподаватель является руководителем обучающихся при реализации учебно-воспитательного процесса

Механизмы управления

4.2.1. Убеждение как основа управления

Управление — это работа с людьми, которая не мыслима без целенаправленного убеждения.

Современный руководитель, особенно в сфере выс­шего образования (ректор, проректор, декан, заведую­щий кафедрой, преподаватель* и др.), должен уметь пользоваться механизмом убеждения для оказания своего влияния на подчиненных с целью достижения постав­ленных задач. Механизм убеждения позволяет довести до сознания исполнителя, что, сделав так, как хочет руко­водитель, он удовлетворит свои собственные потребности, т.е. исполнитель становится заинтересованным лицом. Об этом образно сказал М. Мескон: "Руководитель, ко­торый влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать, он "продает" исполнителю то, что нуж­но делать". В результате исполнитель будет чувствовать, что идея чего-либо принадлежит ему.

Процедура убеждения включает четыре вида воздей­ствия: информирование, разъяснение, доказательство и оп­ровержение.

Информирование — это сообщение о том, во имя чего исполнитель должен действовать. Необходимость ин­формирования диктуется тем, что исполнитель, прежде чем действовать хочет убедиться, что надо делать и суме­ет ли он это сделать.

Никто не начнет действовать, если считает, что дейст­вовать либо не стоит, либо невозможно.

Информирование в процессе убеждения чаще всего реализуется в виде рассказа, который может быть по­строен двумя путями:

- индуктивным, когда идут от отдельных фактов к обобщениям;

- дедуктивным, когда идут от общих положений к от­дельным фактам.

При индуктивном изложении в начале рассказа, как правило, ставят вопрос, ответом на который является весь последующий рассказ. В этом случае основное со­общение воспринимается более активно. При дедуктив­ном же изложении все наоборот — вопрос ставится после сообщения главной мысли.

Следует отметить, что при информировании холерика (присущ быстрый темп психической деятельности) целе­сообразно использовать дедуктивный путь изложения, а флегматика (присущ замедленный темп психической дея­тельности) — индуктивный.

В работе руководителя любого ранга разъяснение за­нимает такое же важное место, как и информирование. Разъяснение может быть инструктивное, повествующее и рассуждающее.

Инструктивное разъяснение — это схематичное рас­кладывание "по полочкам" деятельности исполнителей, побуждаемых к усвоению какой-либо инструкции. В этом случае у слушателей задействована память. Данный вид разъяснения не очень нравится творческим натурам и лицам с художественными наклонностями.

Повествующее разъяснение — это изложение влоги­ческой последовательности фактов (как в рассказе) в ви­де живого повествования, которое приводит к вполне определенным выводам. При таком разъяснении руково­дитель должен умело пользоваться постановкой голоса, мимикой и жестами.

Рассуждающее разъяснение,— заключается в одновре­менной постановке руководителем перед исполнителями вопросов "за" и "против", что заставляет мыслить по­следних (без принуждения). В этом случае исполнители ощущают свою значимость и причастность к решению тойили иной проблемы, задачи. Данный вид разъясне­ния целесообразно использовать при работе с творче­скими натурами.

Доказательство — это вид воздействия при убежде­нии, который строится на основе законов логики: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточ­но основания. При таком воздействии, как правило, выдвигается какой-либо тезис (мысль или положение), истинность которого надо доказать, и подыскиваются факты, аргументы и (или) доводы для доказательства тезиса. Это воздействие обычно называют демонстрацией.

Опровержение — это в логическом плане такой же вид, но действия, как и доказательство. Однако в психологи­ческом плане между ними имеется большая разница. Оп­ровержение, в отличие от доказательства, связано с критикой устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей,

с разрушением старых и формированием новых установок, что вызывает яростное сопротивление со сто­роны оппонентов. Поэтому, чтобы убедить сторонников старого, в принятии нового нужны очень веские факты, аргументы и (или) доводы.

Оппонент, припёртый к стенке, может отказаться от борьбы.

Рассмотренные выше четыре вида воздействия, на ко­торых основано убеждение исполнителей, на практике наполняются соответствующими приемами. Последние определяются в зависимости от обстоятельств и личности исполнителей.

Для эффективного влияния на исполнителей путем убеждения целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями [20]:

1. Постарайтесь точно определить потребности испол­нителя и апеллируйте к ним.

2. Начинайте разговор с такой мысли, которая обяза­тельно придется по душе исполнителю.

3. Постарайтесь создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности. Покажите свое друже­ское отношение.

4. Дайте возможность сотруднику выговориться.

5. Постройте ваш диалог так, чтобы сотрудник был вынужден отвечать вам "да " с самого начала.

6. Сделайте так, чтобы сотрудник почувствовал, что идея принадлежит ему.

7. Говорите, сообразуясь с интересами сотрудников, а не своими собственными. Подчеркивайте причастность со­трудников к решаемой проблеме, задаче.

8. Если высказывается несколько точек зрения, поста­райтесь говорить последним: ваши аргументы имеют наи­больший шанс повлиять на аудиторию.

9. Придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их

К указанным рекомендациям следует добавить, что исполнитель, на которого влияют, должен:

- рассматривать влияние как источник удовлетворе­ния или неудовлетворения какой-то потребности;

- считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребности;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту