рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
42

Система прогнозирования выявляет и формирует спрос на специалистов на основе реального состояния и перспектив развития экономики по различным ее отрас­лям. Ее задача постоянно воспринимать и перерабаты­вать информацию, реагировать на структурные сдвиги в экономике и на этой основе обосновывать управленче­ские решения по деятельности образования и прогнози­рованию его дальнейшего развития. Обеспечение работо­способности конкурентоспособных специалистов в усло­виях рыночной экономики обеспечивается также отсле­живанием развития процесса реформирования образова­ния, проведением сравнительного анализа национальной и зарубежных систем образования.

Решение проблемы связано и с постоянным отслежива­нием степени достижения стратегических целей в социаль­но-экономической сфере, прогнозированием основных на­правлений развития экономики республики на основе краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов.

Понятие «прогноз» имеет множество определений. Од­ни утверждают, что «прогноз — это определение будущего», другие, что «прогноз — это научная гипотеза о развитии объекта», третьи, что «прогноз — это характеристика буду­щего состояния объекта» или «прогноз — оценка перспек­тив развития» и т.п. Еще больше вариаций существует в мире методов прогнозирования, их более ста.

Прогнозу свойственен вероятностный характер суж­дения о будущем, который проявляется либо в определе­нии степени вероятности наступления события, либо в определении зоны возможных решений, либо в нахожде­нии вариантов или альтернатив развития. Важно уяснить внутреннюю связь и взаимозависимость между прогнози­рованием и планированием и их отличия. Научно-аналитический характер прогнозирования определяет его функциональное отличие от планирования. Задача прогноза - сказать, что может быть. Задача планирования — выбрать из всего возможного то, что должно быть. В этом заключа­ется первое принципиальное отличие прогноза от плана.

Объекты прогнозирования и перспективного плани­рования часто совпадают, как совпадают горизонты пла­нирования и прогнозирования.

Обсуждение научных прогнозов должно предшество­вать разработке планов развития экономики. Этим опре­деляется предваряющее, предплановое место прогноза. Второе отличие — в упреждающем характере прогнози­рования по отношению к планированию.

Планирование имеет директивную силу. План — госу­дарственный закон. Прогноз несет рекомендательные, аналитические функции, в этом проявляется третье от­личие прогноза от плана.

План одновариантен, прогноз же — многовариантен, имеет вероятностную сущность. Таково четвертое прин­ципиальное отличие прогноза от плана.

Существенны различия и в методах планирования и прогнозирования. Для разработки прогнозов применяют специфические методы. В основе многих из них лежат вероятностные, экстраполяционные, оценочные, эври­стические (совокупность логических приемов и методи­ческих правил теоретического исследования и отыскания истины), стохастические (случайные или вероятностные процессы) и т.п. идеи, не применяемые на стадии со­ставления плана, требующие конкретности, определен­ности показателей, их балансовой увязки, прямых техни­ко-экономических расчетов. В этом пятое существенное отличие прогнозирования от планирования.

Функция прогноза: анализ явлений, тенденций, оценка их и определение альтернативных вариантов на будущее. Экономическое прогнозирование представляет собой разработку научной гипотезы развития, осуществляемую в рамках комплексной системы развития экономики, но обладающую рядом существенных специфических отли­чий от планирования. Предвидимое будущее необходимо, прежде всего, для принятия сегодняшних решений.

Финансовый прогноз — научная предпосылка управ­ления финансами. Существует общепринятая классифи­кация прогнозов по срокам, включающая: краткосрочные прогнозы на срок до 5 лет; среднесрочные — на срок до 10 лет; долгосрочные — на срок более 10 лет. Причем долгосрочные прогнозы в ряде случаев подразделяются на прогнозы 1-го эшелона, охватывающие период в 10— 20 лет, и 2-го эшелона, простирающиеся в будущее на 20—50 лет и более.

Успешное прогнозирование и выбор того или иного метода не имеют ощутимой связи, по убеждению авст­рийского ученого Эриха Янга, который кропотливо и критически исследовал опыт прогнозирования в мире. Интересно, что даже мощные специализированные про­гнозные институты почти не применяют сложных мето­дов прогнозирования, считается, что дело не столько в правильности методов, сколько в правильности идей. Среди прогнозистов не существует единой точки зрения на применимость методов прогнозирования, но боль­шинство прогнозистов единодушно используют 5— 10 наиболее популярных «рабочих методов», которые объединяются в три Крупные группы: эвристические методы, экстраполяционные и методы моделирования

Подавляющую часть отраслевых прогнозов исследова­тели получают именно этими методами.

Чтобы провести маркетинговые исследования в об­ласти образования, необходимо определить:

- потребности рынка образования;

- конкретные направления услуг в области образования и их спрос;

- материально-техническую, финансовую, профессиональ­ную базу учебного заведения;

- возможную ориентацию на производство;

- цену услуг и товаров, оценку прибыли от них;

- участников формирования внебюджетного фонда;

- спонсоров.

При этом необходимо учитывать: существующие службы, оказывающие подобные услуги в рамках района, города, области; местные особенности экономики; по­требности жителей, проживающих на конкретной терри­тории (микрорайон, махалля, кишлак, город); основную категорию жителей (работающие матери, пенсионеры и др.), а также определить объем продаж (прогноз) товаров или услуг, которые будет производить или оказывать вуз.

Для успешного проведения маркетинга следует изу­чить: местную прессу, книги, проспекты, каталоги, жур­налы по прогнозируемой деятельности, телепрограммы, рекламные материалы, опыт других образовательных уч­реждений, а также провести беседы с будущими клиен­тами и посещение информационных мероприятий.

Маркетинг требует постоянной активности, движения, быстрого реагирования на спрос для успешного обеспече­ния роста услуг и продажи продукции, а, следовательно, наиболее оптимального решения вопроса привлечения и использования внебюджетных средств.

6.3.2. Основы прогнозирования потребности в специалистах с высшим образованием

Одним из показателей успешности проведения ре­форм является занятость населения. Занятость — это об­щественно-полезная деятельность граждан, которая в ус­ловиях коренных социально-экономических преобразо­ваний в стране, формирования конкретного рынка труда и образовательных услуг становится стратегической це­лью государства, тесно увязанной с проблемами развития общества, кадрового обеспечения рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей вы­сокой конкурентоспособностью. Политика нашего неза­висимого государства, уровень нынешнего развития об­щества, его культуры, науки и техники, вхождение в ры­ночную экономику и новые задачи, стоящие перед выс­шей школой, требуют не только качественно нового содержания и технологий обучения, но и новых подходов к определению направлений подготовки и потребностей в специалистах, ориентирующихся на законы рыночной экономики с учетом динамики экономического развития республики, исторически сложившихся ситуаций, в кон­тексте с современными условиями хозяйствования.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту