Система прогнозирования выявляет и формирует спрос на специалистов на основе реального состояния и перспектив развития экономики по различным ее отраслям. Ее задача постоянно воспринимать и перерабатывать информацию, реагировать на структурные сдвиги в экономике и на этой основе обосновывать управленческие решения по деятельности образования и прогнозированию его дальнейшего развития. Обеспечение работоспособности конкурентоспособных специалистов в условиях рыночной экономики обеспечивается также отслеживанием развития процесса реформирования образования, проведением сравнительного анализа национальной и зарубежных систем образования.
Решение проблемы связано и с постоянным отслеживанием степени достижения стратегических целей в социально-экономической сфере, прогнозированием основных направлений развития экономики республики на основе краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов.
Понятие «прогноз» имеет множество определений. Одни утверждают, что «прогноз — это определение будущего», другие, что «прогноз — это научная гипотеза о развитии объекта», третьи, что «прогноз — это характеристика будущего состояния объекта» или «прогноз — оценка перспектив развития» и т.п. Еще больше вариаций существует в мире методов прогнозирования, их более ста.
Прогнозу свойственен вероятностный характер суждения о будущем, который проявляется либо в определении степени вероятности наступления события, либо в определении зоны возможных решений, либо в нахождении вариантов или альтернатив развития. Важно уяснить внутреннюю связь и взаимозависимость между прогнозированием и планированием и их отличия. Научно-аналитический характер прогнозирования определяет его функциональное отличие от планирования. Задача прогноза - сказать, что может быть. Задача планирования — выбрать из всего возможного то, что должно быть. В этом заключается первое принципиальное отличие прогноза от плана.
Объекты прогнозирования и перспективного планирования часто совпадают, как совпадают горизонты планирования и прогнозирования.
Обсуждение научных прогнозов должно предшествовать разработке планов развития экономики. Этим определяется предваряющее, предплановое место прогноза. Второе отличие — в упреждающем характере прогнозирования по отношению к планированию.
Планирование имеет директивную силу. План — государственный закон. Прогноз несет рекомендательные, аналитические функции, в этом проявляется третье отличие прогноза от плана.
План одновариантен, прогноз же — многовариантен, имеет вероятностную сущность. Таково четвертое принципиальное отличие прогноза от плана.
Существенны различия и в методах планирования и прогнозирования. Для разработки прогнозов применяют специфические методы. В основе многих из них лежат вероятностные, экстраполяционные, оценочные, эвристические (совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины), стохастические (случайные или вероятностные процессы) и т.п. идеи, не применяемые на стадии составления плана, требующие конкретности, определенности показателей, их балансовой увязки, прямых технико-экономических расчетов. В этом пятое существенное отличие прогнозирования от планирования.
Функция прогноза: анализ явлений, тенденций, оценка их и определение альтернативных вариантов на будущее. Экономическое прогнозирование представляет собой разработку научной гипотезы развития, осуществляемую в рамках комплексной системы развития экономики, но обладающую рядом существенных специфических отличий от планирования. Предвидимое будущее необходимо, прежде всего, для принятия сегодняшних решений.
Финансовый прогноз — научная предпосылка управления финансами. Существует общепринятая классификация прогнозов по срокам, включающая: краткосрочные прогнозы на срок до 5 лет; среднесрочные — на срок до 10 лет; долгосрочные — на срок более 10 лет. Причем долгосрочные прогнозы в ряде случаев подразделяются на прогнозы 1-го эшелона, охватывающие период в 10— 20 лет, и 2-го эшелона, простирающиеся в будущее на 20—50 лет и более.
Успешное прогнозирование и выбор того или иного метода не имеют ощутимой связи, по убеждению австрийского ученого Эриха Янга, который кропотливо и критически исследовал опыт прогнозирования в мире. Интересно, что даже мощные специализированные прогнозные институты почти не применяют сложных методов прогнозирования, считается, что дело не столько в правильности методов, сколько в правильности идей. Среди прогнозистов не существует единой точки зрения на применимость методов прогнозирования, но большинство прогнозистов единодушно используют 5— 10 наиболее популярных «рабочих методов», которые объединяются в три Крупные группы: эвристические методы, экстраполяционные и методы моделирования
Подавляющую часть отраслевых прогнозов исследователи получают именно этими методами.
Чтобы провести маркетинговые исследования в области образования, необходимо определить:
- потребности рынка образования;
- конкретные направления услуг в области образования и их спрос;
- материально-техническую, финансовую, профессиональную базу учебного заведения;
- возможную ориентацию на производство;
- цену услуг и товаров, оценку прибыли от них;
- участников формирования внебюджетного фонда;
- спонсоров.
При этом необходимо учитывать: существующие службы, оказывающие подобные услуги в рамках района, города, области; местные особенности экономики; потребности жителей, проживающих на конкретной территории (микрорайон, махалля, кишлак, город); основную категорию жителей (работающие матери, пенсионеры и др.), а также определить объем продаж (прогноз) товаров или услуг, которые будет производить или оказывать вуз.
Для успешного проведения маркетинга следует изучить: местную прессу, книги, проспекты, каталоги, журналы по прогнозируемой деятельности, телепрограммы, рекламные материалы, опыт других образовательных учреждений, а также провести беседы с будущими клиентами и посещение информационных мероприятий.
Маркетинг требует постоянной активности, движения, быстрого реагирования на спрос для успешного обеспечения роста услуг и продажи продукции, а, следовательно, наиболее оптимального решения вопроса привлечения и использования внебюджетных средств.
6.3.2. Основы прогнозирования потребности в специалистах с высшим образованием
Одним из показателей успешности проведения реформ является занятость населения. Занятость — это общественно-полезная деятельность граждан, которая в условиях коренных социально-экономических преобразований в стране, формирования конкретного рынка труда и образовательных услуг становится стратегической целью государства, тесно увязанной с проблемами развития общества, кадрового обеспечения рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью. Политика нашего независимого государства, уровень нынешнего развития общества, его культуры, науки и техники, вхождение в рыночную экономику и новые задачи, стоящие перед высшей школой, требуют не только качественно нового содержания и технологий обучения, но и новых подходов к определению направлений подготовки и потребностей в специалистах, ориентирующихся на законы рыночной экономики с учетом динамики экономического развития республики, исторически сложившихся ситуаций, в контексте с современными условиями хозяйствования.