Исходя из указанного принципа одной из оценок деятельности преподавателя должна быть его аттестация (рис. 4.04), проводимая администрацией учебного заведения и (или) уполномоченным государственным органом по управлению образованием.
Не менее важной оценкой деятельности преподавателя должна быть его самооценка - самоаттестация. Она должна затрагивать все направления его деятельности в образовательном и воспитательном процессах (см. рис. 4.03), а также личностные качества и умение объективно оценивать знания обучающихся.
Нельзя исключить из оценки деятельности преподавателя мнение обучающихся и их родителей ( в основном в системе общего среднего и среднего специального, профессионального образования).
Перечисленные виды оценок деятельности преподавателя лежат в основе определения интегрального показателя. Последний с определенной степенью точности дает ответ на вопрос: Что представляют собой преподаватели?
Механизм самоконтроля преподавательских кадров
В рамках проекта ТАСИС [49] разработан механизм самоаттестации преподавательских кадров путем их опроса. Основной принцип данного опроса — его конфиденциальность, что является залогом объективности ответов преподавателей на вопросы анкет.
Предложенная совокупность анкет (см. Приложение 1) охватывает весь комплекс вопросов, касающихся учебно-воспитательной деятельности преподавателей. Содержание вопросов определено исходя из требований обобщенной модели преподавателя (см. рис. 4.03). Подавляющая часть вопросов анкет является закрытой и имеет определенный набор ответов, из которых нужно выбрать один по собственному желанию.
Первая анкета включает вопросы по общей информации о преподавателе:
- стаж преподавательской деятельности;
- производственный стаж, связанный с преподаваемой дисциплиной (или дисциплинами);
- соответствие базового образования преподаваемой дисциплине (или дисциплинам);
- объем и уровень психолого-педагогического образования и др.
Вторая анкета содержит вопросы, отражающие состояние преподавателя при реализации учебно - воспитательного процесса, а именно: подготовленность, уверенность, удовлетворение, настроение и др. Ключевое содержание анкеты: "Когда я преподаю, чаще всего чувствую, что .?" Ответы на вопросы предлагаются на четырех уровнях: согласен (рейтинг 5 баллов), скорее согласен (4 балла), скорее не согласен (3 балла) и не согласен (2 балла).
В третью анкету входят вопросы, связанные с действиями, которые должен выполнять преподаватель для повышения эффективности процесса обучения и воспитания. Здесь приведены действия, характеризующие в основном умение педагога преподавать, умение воспитывать и умение объективно оценивать знания обучающихся. Ключевое содержание анкеты: "Что вы делаете, чтобы повысить эффективность обучения и воспитания?" Ответы на вопросы данной анкеты предлагаются также на четырех уровнях: часто (5 баллов), скорее часто (4 балла), редко (3 балла) и никогда (2 балла).
Ключевое содержание четвертой анкеты: "Преподаватель о себе". В нее входит комплекс вопросов (или утверждений), характеризующих умение преподавать, умение воспитывать, личностные качества и умение объективно оценивать и контролировать знания обучающихся. Анкета имеет шкалу А и шкалу В.
По шкале А преподаватель отвечает насколько к нему относится то или иное утверждение. Ответы по этой шкале предлагаются на следующих четырех уровнях: относится полностью (5 баллов), относится частично (4 балла), почти не относится (3 балла) и не относится (2 балла).
Рис. 4.04 Схема подготовки конкурентоспособных кадров: МС - механизм сравнения; ПК и П - повышение квалификации и переподготовка; ППС- профессорско-преподавательский состав.
Шкала В - относится к предполагаемому хорошему преподавателю и строится по принципу: Насколько важны для него те или иные утверждения. Ответы по данной шкале даются также на четырех уровнях: важно (5 баллов), скорее важно (4 балла), скорее неважно (3 балла) и неважно (2 балла).
Пятая анкета, состоящая из шкалы А и В, имеет косвенное отношение к самоаттестации преподавателя. По ней (шкала В) определяется его мнение о формах и направлениях повышения квалификации, позволяющих достичь требуемого уровня умения преподавать. Здесь ответы на вопросы предлагаются на четырех уровнях: неважно (2 балла), скорее неважно (3 балла), скорее важно (4 балла) и важно (5 баллов). По шкале А преподаватель отмечает год прохождения повышения квалификации по той или иной форме (направлению).
В пятой анкете, наряду с закрытыми вопросами, имеются три открытых, согласно которым преподаватели должны отметить три самые сильные и три самые слабые стороны повышения квалификации, а также свои пожелания по его совершенствованию.
Опрос обучающихся и их родителей
Как отмечалось выше, важным элементом оценки деятельности преподавателей является опрос обучающихся и их родителей. Основным принципом этих опросов также является конфиденциальность.
Для обучающихся предусмотрены три анкеты (см. Приложение 2), вопросы которых связаны с обобщенной моделью преподавателя и реализацией учебно-воспитательного процесса.
Первая анкета включает вопросы по общей информации об обучающихся, а именно:
- юноша или девушка;
- вид учебного заведения;
- класс (в школе) или курс (в вузе);
- уровень успеваемости и др.
Вопросы второй анкеты характеризуют ресурсы образовательного учреждения и условия реализации (поддержку и атмосферу) учебно-воспитательного процесса. Ключевое содержание анкеты: "Образовательное учреждение глазами обучающихся". Ответы на вопросы данной анкеты предлагаются на трех уровнях: похоже на мое образовательное учреждение (5 баллов), мало похоже (3,5 балла) и совершенно непохоже (2 балла).
Во второй анкете, наряду с закрытыми вопросами, имеются два открытых, согласно которым обучающиеся должны отметить, что им больше всего и меньше всего нравится в образовательном учреждении. По каждому вопросу нужно дать три ответа.
Ключевое содержание третьей анкеты: "Преподаватели глазами обучающихся". В нее входит комплекс вопросов, характеризующих умение преподавать, умение воспитывать, личностные качества и умение объективно оценивать и контролировать знания обучающихся. При этом значительное число вопросов совпадает с вопросами анкеты "Преподаватель о себе", что позволяет сравнить мнение преподавателей и обучающихся по одной и той же проблеме. В данной анкете ответы на вопросы предлагаются на четырех уровнях: все (5 баллов), почти все (4 балла), мало (3 балла) и никто (2 балла).