рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
23

Исходя из указанного принципа одной из оценок деятельности преподавателя должна быть его аттеста­ция (рис. 4.04), проводимая администрацией учебного за­ведения и (или) уполномоченным государственным орга­ном по управлению образованием.

Не менее важной оценкой деятельности преподавате­ля должна быть его самооценка - самоаттестация. Она должна затрагивать все направления его деятельности в образовательном и воспитательном процессах (см. рис. 4.03), а также личностные качества и умение объективно оценивать знания обучающихся.

Нельзя исключить из оценки деятельности препода­вателя мнение обучающихся и их родителей ( в основном в системе общего среднего и среднего специального, про­фессионального образования).

Перечисленные виды оценок деятельности препода­вателя лежат в основе определения интегрального пока­зателя. Последний с определенной степенью точности дает ответ на вопрос: Что представляют собой преподава­тели?

Механизм самоконтроля преподавательских кадров

В рамках проекта ТАСИС [49] разработан механизм самоаттестации преподавательских кадров путем их опро­са. Основной принцип данного опроса — его конфиденци­альность, что является залогом объективности ответов преподавателей на вопросы анкет.

Предложенная совокупность анкет (см. Приложение 1) охватывает весь комплекс вопросов, касающихся учебно-воспитательной деятельности преподавателей. Содержание вопросов определено исходя из требований обобщенной модели преподавателя (см. рис. 4.03). По­давляющая часть вопросов анкет является закрытой и имеет определенный набор ответов, из которых нужно выбрать один по собственному желанию.

Первая анкета включает вопросы по общей информа­ции о преподавателе:

- стаж преподавательской деятельности;

- производственный стаж, связанный с преподаваемой дисциплиной (или дисциплинами);

- соответствие базового образования преподаваемой дисциплине (или дисциплинам);

- объем и уровень психолого-педагогического образова­ния и др.

Вторая анкета содержит вопросы, отражающие со­стояние преподавателя при реализации учебно - воспитательного процесса, а именно: подготовленность, уверенность, удовлетворение, настроение и др. Ключевое содержание анкеты: "Когда я преподаю, чаще всего чувст­вую, что .?" Ответы на вопросы предлагаются на четы­рех уровнях: согласен (рейтинг 5 баллов), скорее согласен (4 балла), скорее не согласен (3 балла) и не согласен (2 балла).

В третью анкету входят вопросы, связанные с дей­ствиями, которые должен выполнять преподаватель для повышения эффективности процесса обучения и воспитания. Здесь приведены действия, характеризую­щие в основном умение педагога преподавать, умение воспитывать и умение объективно оценивать знания обучающихся. Ключевое содержание анкеты: "Что вы делаете, чтобы повысить эффективность обучения и воспитания?" Ответы на вопросы данной анкеты пред­лагаются также на четырех уровнях: часто (5 баллов), скорее часто (4 балла), редко (3 балла) и никогда (2 балла).

Ключевое содержание четвертой анкеты: "Преподаватель о себе". В нее входит комплекс вопросов (или утверждений), характеризующих умение препода­вать, умение воспитывать, личностные качества и умение объективно оценивать и контролировать знания обучаю­щихся. Анкета имеет шкалу А и шкалу В.

По шкале А преподаватель отвечает насколько к нему относится то или иное утверждение. Ответы по этой шкале предлагаются на следующих четырех уров­нях: относится полностью (5 баллов), относится частич­но (4 балла), почти не относится (3 балла) и не отно­сится (2 балла).

Рис. 4.04 Схема подготовки конкурентоспособных кадров: МС - механизм сравнения; ПК и П - повышение квалификации и переподготовка; ППС- профессорско-преподавательский состав.

Шкала В - относится к предполагаемому хорошему преподавателю и строится по принципу: Насколько важ­ны для него те или иные утверждения. Ответы по данной шкале даются также на четырех уровнях: важно (5 бал­лов), скорее важно (4 балла), скорее неважно (3 балла) и неважно (2 балла).

Пятая анкета, состоящая из шкалы А и В, имеет кос­венное отношение к самоаттестации преподавателя. По ней (шкала В) определяется его мнение о формах и на­правлениях повышения квалификации, позволяющих достичь требуемого уровня умения преподавать. Здесь ответы на вопросы предлагаются на четырех уровнях: не­важно (2 балла), скорее неважно (3 балла), скорее важно (4 балла) и важно (5 баллов). По шкале А преподаватель отмечает год прохождения повышения квалификации по той или иной форме (направлению).

В пятой анкете, наряду с закрытыми вопросами, имеются три открытых, согласно которым преподаватели должны отметить три самые сильные и три самые слабые стороны повышения квалификации, а также свои поже­лания по его совершенствованию.

Опрос обучающихся и их родителей

Как отмечалось выше, важным элементом оценки деятельности преподавателей является опрос обучающих­ся и их родителей. Основным принципом этих опросов также является конфиденциальность.

Для обучающихся предусмотрены три анкеты (см. Приложение 2), вопросы которых связаны с обобщенной моделью преподавателя и реализацией учебно-воспитательного процесса.

Первая анкета включает вопросы по общей информа­ции об обучающихся, а именно:

- юноша или девушка;

- вид учебного заведения;

- класс (в школе) или курс (в вузе);

- уровень успеваемости и др.

Вопросы второй анкеты характеризуют ресурсы образо­вательного учреждения и условия реализации (поддержку и атмосферу) учебно-воспитательного процесса. Ключе­вое содержание анкеты: "Образовательное учреждение глазами обучающихся". Ответы на вопросы данной анке­ты предлагаются на трех уровнях: похоже на мое образо­вательное учреждение (5 баллов), мало похоже (3,5 балла) и совершенно непохоже (2 балла).

Во второй анкете, наряду с закрытыми вопросами, имеются два открытых, согласно которым обучающиеся должны отметить, что им больше всего и меньше всего нра­вится в образовательном учреждении. По каждому во­просу нужно дать три ответа.

Ключевое содержание третьей анкеты: "Преподаватели глазами обучающихся". В нее входит комплекс вопросов, характеризующих умение преподавать, умение воспитывать, личностные качества и умение объективно оценивать и контролировать знания обучающихся. При этом значи­тельное число вопросов совпадает с вопросами анкеты "Преподаватель о себе", что позволяет сравнить мнение преподавателей и обучающихся по одной и той же про­блеме. В данной анкете ответы на вопросы предлагаются на четырех уровнях: все (5 баллов), почти все (4 балла), мало (3 балла) и никто (2 балла).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту