- внедрение в учебный процесс прогрессивных форм обучения и новых педагогических технологий, технических и информационных средств обучения;
- организация разработки и издания учебной и учебно-методической литературы;
- утверждение положений об итоговой государственной аттестации обучающихся и об экстернате в образовательных учреждениях;
- организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки/педагогических работников;
- внесение предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан о назначении ректора государственного высшего учебного заведения;
- иные полномочия в соответствии с законодательством.
-
Лицам, занимающимся управлением сферой высшего образования, должны быть присущи высокая ответственность, компетентность и способность к регулярной оценке эффективности процедур и административных правил при помощи внутренних и внешних механизмов [24].
3. Высшие учебные заведения. Непосредственное управление государственным вузом осуществляет ректор, назначаемый Кабинетом Министров Республики Узбекистан. В негосударственном вузе ректор назначается учредителем (собственником).
Ректор в соответствии с Положением о высшем образовании несет полную ответственность за результаты работы образовательного учреждения. Он действует в соответствии с законодательством Республики Узбекистан от имени образовательного учреждения, представляет его во всех органах, учреждениях и предприятиях, распоряжается имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке счета образовательного учреждения, является распорядителем кредитов.
Ректор в пределах компетенции образовательного учреждения:
- издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников, студентов и других обучающихся;
- назначает на должность и освобождает от нее главного бухгалтера;
- определяет конкретные обязанности и ответственность проректоров;
- определяет компетенцию научно-исследовательских, опытно-экспериментальных и других организаций и подразделений, входящих в состав образовательного учреждения и утверждает положения о них;
- осуществляет прием на работу и увольнение с работы рабочих и служащих, а также научно-педагогических работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан и трудовым законодательством;
- устанавливает надбавки и доплаты к должностным окладам работников образовательного учреждения;
- утверждает по согласованию с профсоюзным комитетом или иным представительным органом работников правила внутреннего распорядка;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Для рассмотрения основных вопросов деятельности образовательного учреждения в нем организуется Ученый совет. Его состав, полномочия, порядок формирования и деятельности определяется положением об Ученом совете, утвержденным уполномоченным государственным органом по управлению образованием МВССО.
В вузе создается Попечительский совет, являющийся органом общественного управления. В его состав входят представители учредителя (учредителей), местных органов власти, деловых кругов, других образовательных учреждений, общественных организаций, фондов и спонсоров.
В соответствии с действующим законодательством и Уставом вуза, в нем могут создаваться общественные организации, научные и добровольные общества, научно-методические советы и комиссии, советы молодых ученых и др.
Представительство интересов студентов и научно-педагогических работников, их защиту осуществляет профессиональный союз работников образования и науки.
Руководящая роль в сфере высшего образования подразумевает серьезную социальную ответственность. Эта роль в значительной мере может быть усилена путем диалога со всеми партнерами в этой области, в особенности с преподавателями и обучающимися [24].
Партнерство на базе общих интересов, взаимного уважения и доверия - это основной метод обновления высшего образования. Партнерство должно быть между лицами, ответственными за разработку и реализацию образовательной политики на национальном и институциональном уровне, между профессорско-преподавательским составом и студентами, административным и техническим персоналом вузов, сферой труда, вузами и общественными группами.
Общество должно оказывать поддержку всем видам образования, включая высшее образование, так как оно играет существенную роль в экономическом, социальном и культурном развитии.
3.1.3. Системы управления высшим образованием
Конечной целью управления должно быть укрепление институциональной миссии высших учебных заведений путем обеспечения высокого уровня преподавания, подготовки кадров и научных исследований, а также служение обществу. Эта цель требует такого руководства, которое сочетает социальное видение, включая понимание глобальных вопросов, с навыками эффективного управления [24].
В мире исторически сложились две системы управления образованием: централизованная и децентрализованная.
Централизованная система управления наиболее четко представлена во Франции и существовала в бывшем СССР. В соответствии с этой системой образовательные программы и учебные планы, назначение, перемещение иувольнение педагогического персонала, распорядок учебного заведения и т.д. детально регламентируются нормативами, постановлениями, приказами, циркулярами и инструкциями Министерства образования. Такое централизованное управление до определенного момента являлось преимуществом французской системы образования. Однако с увеличением числа учебных заведений система управления значительно расширилась и стала сковывать инициативу их работников. Поэтому в настоящее время эта система перестраивается в сторону децентрализации, предоставления автономии учебным заведениям.
Децентрализованная система управления устойчиво сложилась в США, Англии, Германии и других развитых странах. Эта система предполагает широкую автономию образовательных учреждений.
В Германии система образования находится в ведении каждой Федеральной земли. Однако, чтобы обеспечить определенную унификацию в различных видах образования между Федеральными землями, существует Коллегиальный орган Конференция Министров образования и культуры земель, которая вырабатывает согласованные рекомендации по образовательной политике.
Федеральное правительство в лице Федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии отвечает за:
- единообразие в системе профессионального образования (Рамочное законодательство для вузов: продолжительность обучения, допуск к обучению, дипломы и др.);
- материальную поддержку в образовании, особенно социально малообеспеченных;
- финансирование научных исследований и инновационных проектов;
- международное сотрудничество.
Вузы Германии обладают широкой автономией в части организации и содержания учебного процесса. На базе Рамочных планов, определяющих перечень дисциплин и их трудоемкость, профессора сами определяют структуру учебных занятий и содержание дисциплин.