Фундаментализация образования необходима для того, чтобы кадры с высшим образованием на основе целостного представления о процессах и явлениях в живой и неживой природе, научных методов познания и системного подхода могли создавать, продвигать и распространять знания. Серьезная фундаментальная подготовка необходима специалисту для разработки, освоения и эффективного применения наукоемких и информационных технологий.
Преемственность означает, что выход предыдущей ступени непрерывного образования должен естественным образом "стыковаться" со входом последующей ступени. В результате преемственности обеспечивается взаимосвязь и взаимозависимость всех ступеней системы непрерывного образования. В первую очередь это относится к следующей цепочке ступеней: среднее специальное, профессиональное образование - высшее образование (бакалавриат, магистратура) — послевузовское образование — повышение квалификации и переподготовка кадров.
Преемственность образования является основой его непрерывности в организационном и функциональном плане.
Опережающая подготовка кадров, в конечном счете, направлена на обеспечение конкурентоспособности экономики страны, на эффективное включение специалистов в нынешние и будущие социально-экономические условия. Для обеспечения опережающей подготовки необходимо, чтобы все составляющие элементы ГОСа были настроены на развитие направления или специальности с учетом достижения науки, техники, технологий, экономики, образования и др.
Мобильность образовательно-профессиональных программ необходима для обеспечения слежения за требованиями личности, общества, государства и рынка труда. Эта мобильность обеспечивается в ГОСах за счет дисциплин и курсов, устанавливаемых советом вуза, и блока специальных дисциплин, определяемых вузом по требованию заказчиков кадров. Варианты мобильной части образовательно-профессиональной программы обучающийся выбирает самостоятельно.
Академическая мобильность студентов (возможность смены направления или специальности образования) обеспечивается:
- в бакалавриате за счет унификации блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин для всех направлений образования и групп дисциплин математического и естественнонаучного блока для родственных направлений;
- в магистратуре за счет унификации общеметодологических дисциплин (философские вопросы наук, Методология научного творчества, Основы системного подхода в науке и технике и др.) в рамках одного направления.
Привитие навыков самообразования направлено на решение двух задач:
- научить студентов работать самостоятельно, что необходимо для развития у будущих специалистов навыков творческого мышления;
научить студентов самостоятельно приобретать знания для совершенствования своего профессионального, духовного и культурного уровня в течение всей жизни. С этой целью ГОСами предусматривается самообразование в объеме не менее 6-ти часов в неделю для бакалавров и 16-ти часов в неделю для магистров.
Многоуровневый контроль качества, предусмотренный ГОСами, направлен, в конечном счете, на подготовку конкурентоспособных кадров. Он осуществляется на трех уровнях управления высшим образованием (см. 3.1.2).
На первом уровне Государственным тестовым Центром при Кабинете Министров осуществляется:
- аттестация высшего учебного заведения, его руководящих и научно-педагогических кадров, на основе которой решается вопрос об аккредитации вуза по направлениям и специальностям образования;
- экспертная оценка эффективности учебно-воспитательного процесса и качества подготовки кадров.
На втором уровне Уполномоченным государственным органом по управлению образованием совместно с министерствами и ведомствами, имеющими вузы, контролируются:
- обеспечение минимума содержания и уровня подготовки, предусмотренных ГОСами;
- качество подготовки кадров на основе решения профессиональных задач, предусмотренных ГОСами.
На третьем уровне высшим учебным заведением осуществляется рейтинг-контроль знаний, умений и навыков студентов в процессе обучения, а также контроль Государственными аттестационными комиссиями их знаний по дисциплинам и выпускной квалификационной работе.
3.2.2. Организационно-управленческие функции ГОС
Организационно-управленческие функции ГОС заключаются в упорядочении и регламентации качественных количественных характеристик образовательной системы, посредством которых обеспечивается контроль за образованием со стороны личности, государства, общества, работодателя и др.
У каждого потребителя образовательных услуг свои цели и ценности образования:
- личность ожидает такого образования, которое удовлетворит ее интеллектуальные потребности и обеспечит самореализацию;
- обществу от образования нужна высокая социальная и нравственная эффективность;
- государство ожидает от системы образования обучения и воспитания граждан, развития у них духовных и нравственных качеств на основе идеологии национального возрождения и приоритета общечеловеческих ценностей;
- потребители кадров ждут от образования подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих выпуск конкурентоспособных товаров и услуг.
ГОС призван найти сбалансированную комплексную цель. А затем через критерий достижения цели и параметры качества, предусмотренные в стандарте, осуществляется социальное регулирование и управление образованием.
Личность, как потребитель образовательных услуг, в соответствии с ГОСом управляет непосредственно своим образованием в объеме дисциплин и курсов по выбору, которые образуют институциональный компонент ГОСа. Направленность, содержание и структура данного компонента устанавливаются образовательным учреждением с учетом его собственных традиций, научно-педагогической культуры, взаимодействия с окружающей социальной культурой и экономической средой. Следует отметить, что дисциплины и курсы по выбору предусматриваются ГОСом во всех блоках дисциплин образовательно-профессиональной программы.
Государственное управление образованием определяется государственным компонентом ГОС — общенациональной нормой образования. Государство, исходя из интересов личности, общества и собственных интересов, формирует требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки кадров по направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры.
В образовательно-профессиональных программах бакалавриата государственный компонент решает следующие задачи:
Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин:
- формирует идеологию национальной независимости и демократии, научное мировоззрение, высокую духовность и культуру, демократическое, правовое и экономическое мышление;
- обеспечивает национальную направленность образования; единство обучения и воспитания.