рефераты по менеджменту

Менеджмент высшего образования

Страница
10

Фундаментализация образования необходима для того, чтобы кадры с высшим образованием на основе целост­ного представления о процессах и явлениях в живой и неживой природе, научных методов познания и систем­ного подхода могли создавать, продвигать и распространять знания. Серьезная фундаментальная подготовка необходима специалисту для разработки, освоения и эффективного применения наукоемких и информационных тех­нологий.

Преемственность означает, что выход предыдущей ступени непрерывного образования должен естественным образом "стыковаться" со входом последующей ступени. В результате преемственности обеспечивается взаимосвязь и взаимозависимость всех ступеней системы непрерыв­ного образования. В первую очередь это относится к сле­дующей цепочке ступеней: среднее специальное, профес­сиональное образование - высшее образование (бакалав­риат, магистратура) — послевузовское образование — по­вышение квалификации и переподготовка кадров.

Преемственность образования является основой его непрерывности в организационном и функциональном плане.

Опережающая подготовка кадров, в конечном счете, направлена на обеспечение конкурентоспособности эко­номики страны, на эффективное включение специали­стов в нынешние и будущие социально-экономические условия. Для обеспечения опережающей подготовки не­обходимо, чтобы все составляющие элементы ГОСа были настроены на развитие направления или специальности с учетом достижения науки, техники, технологий, эконо­мики, образования и др.

Мобильность образовательно-профессиональных про­грамм необходима для обеспечения слежения за требова­ниями личности, общества, государства и рынка труда. Эта мобильность обеспечивается в ГОСах за счет дисци­плин и курсов, устанавливаемых советом вуза, и блока специальных дисциплин, определяемых вузом по требо­ванию заказчиков кадров. Варианты мобильной части образовательно-профессиональной программы обучаю­щийся выбирает самостоятельно.

Академическая мобильность студентов (возможность смены направления или специальности образования) обеспечивается:

- в бакалавриате за счет унификации блока гумани­тарных и социально-экономических дисциплин для всех направлений образования и групп дисциплин математи­ческого и естественнонаучного блока для родственных направлений;

- в магистратуре за счет унификации общеметодо­логических дисциплин (философские вопросы наук, Методология научного творчества, Основы системного подхо­да в науке и технике и др.) в рамках одного направления.

Привитие навыков самообразования направлено на решение двух задач:

- научить студентов работать самостоятельно, что необходимо для развития у будущих специалистов навыков творческого мышления;

научить студентов самостоятельно приобретать знания для совершенствования своего профессионального, духовного и культурного уровня в течение всей жизни. С этой целью ГОСами предусматривается самообра­зование в объеме не менее 6-ти часов в неделю для бака­лавров и 16-ти часов в неделю для магистров.

Многоуровневый контроль качества, предусмотренный ГОСами, направлен, в конечном счете, на подготовку конкурентоспособных кадров. Он осуществляется на трех уровнях управления высшим образованием (см. 3.1.2).

На первом уровне Государственным тестовым Центром при Кабинете Министров осуществляется:

- аттестация высшего учебного заведения, его руководящих и научно-педагогических кадров, на основе которой решается вопрос об аккредитации вуза по направлениям и специальностям образования;

- экспертная оценка эффективности учебно-воспитательного процесса и качества подготовки кадров.

На втором уровне Уполномоченным государственным органом по управлению образованием совместно с министерствами и ведомствами, имеющими вузы, контролируются:

- обеспечение минимума содержания и уровня подго­товки, предусмотренных ГОСами;

- качество подготовки кадров на основе решения профессиональных задач, предусмотренных ГОСами.

На третьем уровне высшим учебным заведением осу­ществляется рейтинг-контроль знаний, умений и навыков студентов в процессе обучения, а также контроль Государственными аттестационными комиссиями их знаний по дисциплинам и выпускной квалификационной работе.

3.2.2. Организационно-управленческие функции ГОС

Организационно-управленческие функции ГОС заключаются в упорядочении и регламентации качественных количественных характеристик образовательной системы, посредством которых обеспечивается контроль за образованием со стороны личности, государства, общества, работодателя и др.

У каждого потребителя образовательных услуг свои цели и ценности образования:

- личность ожидает такого образования, которое удовлетворит ее интеллектуальные потребности и обеспе­чит самореализацию;

- обществу от образования нужна высокая социаль­ная и нравственная эффективность;

- государство ожидает от системы образования обу­чения и воспитания граждан, развития у них духовных и нравственных качеств на основе идеологии национального возрождения и приоритета общечеловеческих ценностей;

- потребители кадров ждут от образования подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих выпуск конкурентоспособных товаров и услуг.

ГОС призван найти сбалансированную комплексную цель. А затем через критерий достижения цели и парамет­ры качества, предусмотренные в стандарте, осуществляется социальное регулирование и управление образованием.

Личность, как потребитель образовательных услуг, в соответствии с ГОСом управляет непосредственно своим образованием в объеме дисциплин и курсов по выбору, которые образуют институциональный компонент ГОСа. Направленность, содержание и структура данного ком­понента устанавливаются образовательным учреждением с учетом его собственных традиций, научно-педагогической культуры, взаимодействия с окружающей социальной культурой и экономической средой. Следует отметить, что дисциплины и курсы по выбору преду­сматриваются ГОСом во всех блоках дисциплин образо­вательно-профессиональной программы.

Государственное управление образованием определя­ется государственным компонентом ГОС — общенацио­нальной нормой образования. Государство, исходя из интересов личности, общества и собственных интересов, формирует требования к обязательному минимуму со­держания и уровню подготовки кадров по направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры.

В образовательно-профессиональных программах бакалавриата государственный компонент решает следующие задачи:

Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин:

- формирует идеологию национальной независимости и демократии, научное мировоззрение, высокую духовность и культуру, демократическое, правовое и экономическое мышление;

- обеспечивает национальную направленность образо­вания; единство обучения и воспитания.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту