Для родителей (в основном в системе общего среднего и среднего специального, профессионального образования) предусмотрена анкета (см. Приложение 3), вопросы которой связаны с умением преподавать, умением воспитывать и личностными качествами преподавателей, а также с условиями учебы ребенка. Ответы на поставленные вопросы предлагаются на четырех уровнях: да (5 баллов), скорее да (4 балла), скорее нет (3 балла) и нет (2 балла).
В анкете для родителей имеется один открытый вопрос, связанный с их предложениями по улучшению работы образовательного учреждения.
Самооценка ресурсов
Самооценка ресурсов учебно-воспитательного процесса осуществляется его непосредственными участниками: преподавателями и обучающимися. Здесь также важно мнение родителей, особенно в системе среднего специального, профессионального образования. Для проведения данной самооценки в комплекс анкет для преподавателей, обучающихся и их родителей включены вопросы, связанные с ресурсами учебно-воспитательного процесса.
Преподаватели оценивают (см. Приложение 1) материально-техническую и информационную базу (учебники, учебные пособия и др.), условия труда и его материальное вознаграждение и т.д.
Обучающиеся оценивают (см. Приложение 2) весь комплекс ресурсов учебно-воспитательного процесса:
- состояние учебного заведения в целом и безопасность в нем;
- состояние аудиторий (классов) и их оснащение необходимыми принадлежностями;
- материально-техническую базу для проведения лабораторных и практических работ;
- информационную базу;
- общественное питание и медицинское обслуживание;
- спортивную базу и др.
Родители обучающихся оценивают (см. Приложение 3) в основном условия, в которых реализуется учебно-воспитательный процесс: соблюдение чистоты и порядка в учебном заведении, безопасность, общественное питание, медицинское обслуживание и др.
4.3.5. Самоконтроль как основа совершенствования образовательного учреждения
Результаты анализа* ответов по комплексу анкет являются основой для рекомендаций при разработке плана развития образовательного учреждения, в том числе по направлениям, связанным с повышением качества учебно-воспитательного процесса:
- повышение квалификации и (или) переподготовка преподавательских кадров;
- совершенствование условий реализации учебно-воспитательного процесса:
- совершенствование материально-технической базы лабораторных и практических работ:
- развитие информационной базы (учебники, учебные и наглядные пособия и др.);
- улучшение морально-психологического климата во взаимоотношениях между преподавателями и обучающимися;
- развитие системы объективного контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
- совершенствование воспитательной работы. Рекомендации даются в соответствии со структурой
(по факторам) обобщенной модели преподавателя. При этом наряду с рекомендациями приводятся механизмы и направления их реализации.
Следующие шаги в цикле совершенствования образовательного учреждения - это реализация плана развития, последующая самоаттестация, новый план развития и i д. по расходящейся спирали (рис 4.05). Данный цикл является основой повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Рис 4.05. Цикл совершенствования образовательного учреждения
Резюме. Важным механизмом управления высшим учебным заведением является самоконтроль учебно-воспитательного процесса производителями (научно-педагогические и педагогические кадры) и потребителями (обучающиеся, их родители, заказчики кадров) образовательных услуг. В его основе лежит анонимное анкетирование по комплексу вопросов, охватывающих все аспекты учебно-воспитательного процесса. С учетом результатов самоконтроля руководство совместно с представителями общественных организаций разрабатывает план развития вуза и организует его выполнение.
Основным и конечным результатом учебно-воспитательного процесса в вузе является сам обучающийся: развитие его личности, способностей, компетентности и обеспечение профессиональных знаний, умений и навыков.
Учебно-воспитательный процесс (УВП) в организационном плане подразделяется на два основных этапа:
- поисковые исследования и проектирование;
- реализация и контроль.
Поисковые исследования заключаются в прогнозировании потребности в соответствующих специалистах, определении опережающих квалификационных требований к ним, изучении возможностей реализации этих требований на конкурентоспособном уровне. Результатом этих исследований является компетентное положительное (или отрицательное) заключение о необходимости и возможности подготовки соответствующих специалистов.
Проектирование УВП заключается в разработке совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных документов, образующих нормативно-правовую и учебно-методическую базу УВП. К ним относятся:
ГОС "Классификатор направлений и специальностей высшего образования". В данный нормативно-правовой документ в установленном порядке вносится новое направление (или специальность) подготовки. Если же направление (или специальность) подготовки предусмотрено Классификатором, то сразу разрабатывается следующий документ.
1. ГОС "Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению (или магистра по специальности)". Для обеспечения запланированных опережающих квалификационных требований к специалистам, с учетом современных достижений в науке, технике и технологиях, экономике, образовании и культуре, а также зарубежного и отечественного опыта, разрабатывается адекватная образовательно-профессиональная программа. Это — системная совокупность учебных дисциплин с соответствующей трудоемкостью и минимумом их содержания, определяющая "лицо" направления или специальности подготовки. В сочетании с квалификационными требованиями адекватная образовательно-профессиональная программа образует рассматриваемый нормативно-правовой документ — ГОС.
2. Типовой учебный план. Это — регламент учебно-воспитательного процесса, разрабатываемый в соответствии с ГОСом и определяющий:
- график учебного процесса;
- системное расположение учебных дисциплин, предусмотренных ГОСом, по семестрам и курсам с учетом междисциплинарных связей, обеспечивающее создание многомерной модели специалиста;
- распределение трудоемкости каждой учебной дисциплины по видам аудиторных занятий, а также на самообразование и самостоятельную работу студента;
- недельную аудиторную нагрузку по каждой учебной дисциплине;
- рекомендации по разработке рабочего учебного плана с учетом институциональных особенностей, контроля и оценки знаний студентов, организации самообразования.