ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что в современной рыночной среде значительно ускорился темп изменений конкурентных условий, требующих более быстрого реагирования со стороны предприятий. Существование предприятий при рыночных отношениях в экономике во многом определяется действующей в организации системы управления, таким образом, управление деятельностью предприятия в условиях современной экономики делает постановку проблемы актуальной и вызывает необходимость поиска путей совершенствования сложившейся системы управления.
В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.
Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли и удовлетворение потребностей коллектива.
Объектом исследования выбрано дочернее государственное предприятие «Восточно-Казахстанский центр гидрометеорологии», занимающееся гидрометеорологическими наблюдениями и ведением экологического мониторинга.
Предметом исследования являются показатели, отражающиеся в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия за три последних года.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления предприятием в условиях рыночной экономики.
Для достижения выше названной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические основы управления и анализа производственно-финансовой деятельности;
-провести анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
-разработать предложения по безубыточному функционированию предприятия;
-проработать вопросы контроллинга как способа управления предприятием;
-выполнить анализ эффективности производства.
Дипломная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы.
В введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель дипломной работы, сформулированы задачи которые необходимо решить, определены предмет и объект исследования, описана структура работы.
В первой главе теоретические основы управления предприятием, раскрывают понятие и содержание управления предприятием, а также теоретические основы анализа производственно-финансовой деятельности предприятия.
Во второй главе проведена оценка производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия с целью определения внутренних резервов предприятия, необходимых для разработки конструктивных предложений.
В третьей главе представлены предложения по анализу точки безубыточности, контроллингу и повышению эффективности оказания услуг, чтобы предприятие не оказалось убыточным. Выполнив расчет эффективности оказания услуг можно проследить, насколько эффективно используются те или иные ресурсы предприятия, какой доход даст каждый ресурс в отдельности. Внедрение контроллинга как системы управления позволит эффективнее управлять предприятием, исключить или минимизировать ошибки.
В заключении изложены выводы и результаты дипломной работы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Основой успешного развития любой предпринимательской деятельности является эффективное управление. Так же ясно, что принятие грамотных и взвешенных управленческих решений не возможно без получения достоверной информации, своевременным ее сбором, обработкой, анализом.
Вопрос об управлении предприятием целесообразно рассматривать с учетом общей теории управления экономическими системами.
В книге Жарковской Е.П., Бродского Б.Е. системно изложены современные профессиональные приемы и методы управления предприятием в условиях неопределенности.
По мнению авторов обеспечение выживаемости организации при рыночных отношениях в экономике во многом определяется существующей в организации системой управления. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации зависит от того насколько мобильно и эффективно она реагирует на изменения внешней среды, насколько чутко улавливает изменения потребностей рынка, насколько она способна к постоянным изменениям и усовершенствованиям. [11;14]
Рассматривая систему управления организацией, следует выделить;
- управление как специфическая функция;
- управление как процесс подготовки и принятия решений;
- управление как структура аппарата; как структура распределения функций, обязанностей, полномочий и ответственности;
- управление как структура профессионального и квалифицированного состава управленческого персонала.
Указанные элементы системы управления должны быть особо направлены на решение проблем организации.[11;22]
К. Друри в своих трудах рассматривает систему управления и считает, что наиболее важную роль в системе управления принадлежит структуре управления. Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между уровнями, звеньями и управленческим персоналом, занятым решением задач организации по своим функциональным обязанностям.
В рамках структуры управления протекают все управленческие процессы (сбор информации и ее обработка, движение информации , на ее основе подготовка, принятие и реализация решений ). [25;23]
Структура управления организацией характеризуется такими параметрами, как сложность, степенью централизации и формализации выполнения работ по управлению, механизмами координации и подстрахования.
Сложность организационной структуры управления определяется числом уровней управления и количеством звеньев управления. Число уровней зависит от специфики организации, объема и ассортимента производимой продукции, особенностей ее положения на рынке и.т.д. Чем больше уровней управления между руководящими организациями и исполнителями, тем более сложными становятся коммуникации, тем труднее реализовать и контролировать решения, принимаемые руководителем и его заместителями, тем больше вероятность несвоевременного получения информации, и ее искажения. Чем больше звеньев управления (служб, отделов, групп), тем сложнее координировать их работы во взаимодействии для решения поставленных задач.[25;54]
Для того чтобы проводить совершенствование или изменения в управлении организацией, чтобы она отвечала в полной мере сложившейся экономической ситуации в организации, автор Барноргльц С.Б. указывает на необходимость понимать особенности отдельных видов структур управления, наиболее часто используемые различными организациями. [24;28]
В методике Шаралдаевой И.А. организация обладает следующими признаками:
- определение ее характера кадрами и менеджером;
-объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;