Введение
Накануне XXI столетия успех любой деловой организации все в большей степени зависит от ее сотрудников.
На современном этапе технологического развития мировой экономики стало совершенно очевидным, что главная ценность компании не материальные, не финансовые, а человеческие ресурсы и в конечном счете эффективность ее деятельности определяется их качеством, а следовательно эффективно все то, что вкладывается в их развитие, в повышение мотивации к труду.
Руководство компании "Марс" пришло к выводу, что дальнейшее совершенствование производственных технологий и организационных структур перестает влиять на рост эффективности.
Компанию "Марс", как эффективную и конкурентоспособную, в первую очередь отличает личностный подход к процессу управления и полнота раскрытия человеческих ресурсов.
Именно развитие стратегического управления персоналом в последние годы определят лидерство компании в области продаж. То есть, определяющим звеном успешности всей производственной цепочки становится продажа. Главным человеком, от которого зависит выбор покупателя, становится продавец, человек, который встречается с покупателем лицом к лицу. И на выбор покупателя влияет не только профессионализм продавца, но и его личность.
БИЗНЕС КОМПАНИИ
Компания "МАРС" является крупнейшим мировым производителем кондитерских изделий и товаров для домашних животных.
Компания начала свое существование в далеком 1911 году в Такоме (штат Вашингтон). Это "американская мечта", которая взяла свое начало с изготовления конфет в домашних условиях. Создателем является американец Фрэнк Марс. И уже 1929 году в Чикаго он совместно с сыном Форестом Марсом запустил первое производство шоколадных батончиков, штат которого насчитывал около 200 человек.
1970 - 2000 гг. компания начинает международную торговлю. В 1991 году появляется на рынке России и уже в 1994 году открывается в Ступино (г. Москва) фабрика по производству кондитерских изделий, где и находится национальный офис (СНГ) компании.
1994 году совершилась первая поставка в Республику Беларусь, а с 2001 года организованно официальное представительство. Дистрибуторами в РБ являются: УП "Стима" (Гродно, Гомель, Минск, Могилев, Витебск, Барановичи); ГЧУП "НП-сервис" (Брест, Минск, Гродно-van канал); УП "Дилерторг" (Минск); УП "Дайнатс" (Минск vip-клиенты).
Во владении компании находятся 73 бренда. Из которых:
31 - корма и продукция для животных (Pedigree, Chappi, Kite cat,Whiskas Sheba и т.д.)
30 - Кондитерские изделия (Dove, SNIKERS, Milky Way, Bounty, TWIX, MARS, M and Ms, Rondo, Sturburst, Skittles и т.д.)
10 - продукты питания (UNCLE BANS, Домнио, Гурмания и т.д.)
2 - напитки (Flavia, Flicks).
На сегодняшний день продукция компании "МАРС" продается в 170 странах мира, создано 65 представительств, 115 фабрик, штат компании официально насчитывает около 39 000 сотрудников, и по данным за 2007 год товарооборот составил 24 млрд. долларов.
Этот несомненный успех Пол Майклс (президент компании) объясняет тем, что на протяжении многих лет в основе деятельности компании лежат пять принципов:
1. Качество:
качество продукции;
качество работы.
2. Ответственность.
3.Взаимовыгодность.
4. Эффективность.
5.Равенство и свобода.
Организационная структура управления.
Большая конкуренция заставила президента компании "Марс" концентрировать все большее внимание и усилий на конечных результатах, то есть на продукции и потребителях. Соответственно поменялся подход к управлению к построению структуры управления. На сегодняшний день используется дивизиональная структура управления. Структуризация компании по отделениям производится по обслуживаемым территориям (региональная специализация). Этот подход, по мнению специалистов компании, наиболее эффективный, так как обеспечивает более тесную связь компании с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде (см.приложение А).
Первым звеном в цепочке управления на территории Республики Беларусь является:
o Региональный селс-менеджер (RSM) - Андрей Рудык. Он руководит в целом за деятельность компании по территории Республики Беларусь.
Вторыми звеньями выступают полевые селс-менеджеры, признак, по которому они делятся это дистрибутор, с которым работает компания.
o Полевой селс-менеджер (FSM) - Олег Иордан. Курирует работу компании с дистрибуторами: ОДО "НП-сервис", УП "Стима".
o Полевой селс-менеджер (FSM) - Игорь Манджулин. Курирует работу компании с ключевыми клиентами (Сети магазинов, супермаркетов).
o Полевой селс-менеджер (FSM) - Наталья Скляр. Курирует работу компании с дистрибуторами: УП "Дайнатс", УП "Дилерторг".
Третье звено - это полевые селс-супервайзеры, находящиеся в подчинении у соответствующих селс-менеджеров, они разделяются по территориальному признаку.
o Полевой селс-супервайзер (FSS) - Павел Пирожников. Курирует работу команды торговых представителей по Гродненской области (УП "Стима")
o Полевой селс-супервайзер (FSS) - Евгений Галай. Курирует работу команды торговых представителей по Витебской области (УП "Стима")
o Полевой селс-супервайзер (FSS) - Сергей Россихин. Курирует работу команды торговых представителей по Брестской области (ОДО "НП-сервис")
o Супервайзер ключевого канала - Юлия Карпинович.
Четвертое звено торговые представители.
Планирование численности персонала.
На данный момент рыночная экономика характеризуется динамизмом и неопределенностью внешней среды для компании и в этих условиях экономические риски значительно возрастают. Одним из факторов их снижения является усиление роли планирования внутри компании. Особую роль для деятельности компании играет планирование численности и использования персонала.
Сущность планирования персонала заключается в предоставлении людям рабочих мест (либо высвобождение) в нужный момент времени и необходимом количестве, в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями компании. В основном планирование численности производится методом корректировки базовой численности.
Планирование использования персонала.
Планирование использования персонала производится на краткосрочный период на один год.
Составляется план отпусков, но он является условным, так как сотрудник имеет право пойти в отпуск, когда он посчитает нужным, после согласования с теми сотрудниками, которые его будут обязаны замещать на время его отсутствия. Отпуск, оплачиваемый, и предоставляется в два этапа.
Режим и график труда у всех сотрудников компании одинаков. Это 8-часовой рабочий день (с 9.00 до18.00) с часовым перерывом на обед. График работы: рабочие дни - с понедельника по пятницу, суббота и воскресение - выходной (5/2).
Подбор и оценка персонала.