Этап 3. Уточнение инновационного потенциала и целевых установок в динамике, разработка перечня инновационных проектов развития существующих предприятий и создания новых инфраструктурных объектов РИС с оценкой ожидаемых результатов, сроков и требуемых затрат, в т.ч. заемных средств. Обратная связь (3-1): уточнение целевых установок в динамике.
Этап 4. Уточнение приоритетных инновационных проектов и инновационного потенциала развития муниципальных образований.
Этап 5. Формирование варианта Программы – максимум. Определение суммарных потребностей в инвестициях и различных форм господдержки, а также ограничений на ресурсы господдержки (согласование с законодательным собранием и бюджетом).
Этап 6. Выделение средств господдержки субъекта федерации муниципальному образованию, а в нем – между инновационными проектами развития.
Обратная связь (6-5): если средств недостаточно, то Программа-максимум нереализуема и корректируется её первоначальный вариант;
Обратная связь (6-1): при необходимости корректируются и целевые установки.
Этап 7. Уточнение инновационных проектов развития предприятий с учетом выделенной господдержки и разработка подпрограмм привлечения инвестиций в инновационную сферу. Разработка календарных планов работ первой очереди и обоснований (бизнес-планов и т.п.) для получения инвестиций у конкретных инвесторов.
В процессе выполнения этого этапа будет производиться итерационное взаимодействие с этапом 6.
Этап 8. Разработка рабочего варианта Программы и плана работ на следующий год (поквартально) с учетом реально привлекаемых на этот год инвестиционных и других ресурсов. Уточнение целевых установок (требуемых значений критериев) на следующий год.
Этап 9. Согласование плана работ и входящих подпрограмм с учетом привлекаемых ресурсов.
Этап 10. Конкретизация системы оперативного управления: ежемесячного учета, мониторинга, анализа фактического исполнения программы, ежеквартальной корректировки планов, подбор и подготовка управленческой команды на всех уровнях, включая целевую подготовку команд для реализации приоритетных инновационных проектов.
Этап 11. Реализация Программы, с ежеквартальным подведением итогов и перепланированием.
Обратная связь (11-8): если отклонения «план-факт» существенны, то корректируются планы работ на квартал и, возможно - целевые установки.
Этап 12. Подведение в октябре-ноябре годовых итогов и формирование плана на следующий год, включая обновление инновационных проектов (этапы 1-5), уточнение возможностей господдержки, привлечения инвестиций и их распределение (этапы 6-8), повторение этапов 9-10. Обратная связь (12-1): если цели не реализованы, сроки не соблюдаются, результаты не достигнуты, то реализация Программы приостанавливается, корректируются целевые установки, сроки, этапы и т.д.
Развитые страны уже завершили два важнейших этапа научно-технического развития. На первом этапе (1940-е-50-е годы) оно было нацелено, прежде всего, на создание систем вооружения, обеспечение военно-технического превосходства.
На втором этапе (60е – 80-е годы) эта цель не была снята, но к ней добавилась качественно новая задача — обеспечение стабильных темпов экономического роста, повышение глобальной конкурентоспособности ключевых отраслей.
Третий, современный, этап характеризуется появлением инновационной экономики и тем, что развитые страны приступили к постановке и решению задач построения постиндустриальной экономики.
Это привело к резкому росту диспропорции между различными регионами мирового хозяйства, и даже в наиболее развитых регионах – между крупными городами и остальной территорией. Сегодня основной инновационный потенциал, и обусловленный этим ресурс развития, оказался сосредоточенным в небольшой группе стран, а в них – в крупных городах и мегаполисах, превратившихся в центры транснационального предпринимательства и коммуникации, производящих три четверти открытий и изобретении, сконцентрировавших в своих руках контроль над критическими инфраструктурами и способных, в силу этого производить более 60 % мирового ВВП.
Эта тенденция характерна и для России. Прикладная наука и наукоемкие отрасли промышленности также сконцентрированы в крупных городах и, так называемых «закрытых административно-территориальных образованиях». Эти отрасли, в переходных социально-экономических условиях, оказались невостребованными рынком в силу преимущественно оборонной направленности их научно-технического и производственного потенциала, ставшего избыточным в связи с резким сокращением расходов на оборону.
Вследствие чего к 2001 году объём капиталовложений в эти отрасли сократился на 70 %. Кроме того, на результатах деятельности сказалось негативное последействие диспропорций в структуре продукции и мощностей, усиленное слабыми адаптационными способностями предприятий, вынужденных за счет внутренних ресурсов содержать дорогостоящую научно-экспериментальную базу. Радикальное изменение условий хозяйствования, финансовый кризис и инфляция привели к потере управляемости и резкому спаду научных исследований и производства.
Так, регулярные опросы оборонных предприятий показали, что в результате сокращения финансирования со стороны министерств заказы исследовательским институтам и КБ со стороны предприятий уменьшились
В гражданском секторе также отмечается, что вклад отраслевой науки в проектирование инноваций минимален, собственные исследования и разработки на предприятиях сворачиваются, и основным резервом остаются старые заделы и поддерживаемые на индивидуальном уровне неформальные связи между наукой и производством.
Однако, в этих секторах экономики сохранился значительный научно-технический потенциал в виде нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи).
На первый план выходит актуальная проблема оценки и рационального использования созданного инновационного потенциала. Утрата его недопустима, поскольку наукоемкие отрасли, обладая передовыми технологиями и инновационной восприимчивостью, способны и призваны, при определенных условиях, играть стратегическую роль в обеспечении нового качества и темпов экономического развития России, укрепления ее экономики, социальной стабильности и состояния безопасности.
За последние годы произошло глубокое социально-экономическое расслоение экономического пространства России. Сегодня разрыв между наиболее и наименее экономически обеспеченными регионами страны по показателю душевого регионального продукта составляет 60-кратную величину, по объему инвестиций на душу населения – 150 раз; по уровню потребления – 30 раз; по уровню безработицы – 24 раза и т.д.
Кроме того, отчетливо прослеживается снижение концентрации научного, научно-технического потенциала большинства регионов страны от столичных регионов – Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга. Поэтому ускорение и стимулирование инновационного процесса на региональном уровне, поощрение конкуренции между отдельными регионами страны является необходимым условием экономического роста.