Анализ содержания этих документов свидетельствует о большом разнообразии их названий, правового статуса, выбранных приоритетов и стратегических целей, механизмах их реализации. Изучив опыт разработки и реализации региональных целевых программ развития инновационной деятельности, можно выделить несколько объединяющих их особенностей:
Укрупненными целями региональной инновационной программы, как правило, выбираются:
- повышение темпов роста инновационного сектора экономики и валового регионального продукта в целом.
- увеличение объемов промышленного производства инновационной продукции и поступлений в бюджет.
- рост уровня жизни населения и числа рабочих мест.
Достижение цели обеспечивается за счет:
- создания механизмов, обеспечивающих оценку инновационного потенциала территории, его активизацию и реализацию;
- создания новой региональной системы управления инновационным развитием на уровнях «Федерация - субъект Федерации - муниципальное образование - предприятие»;
- применения современных управленческих и производственно-технических инновационных технологий на предприятиях;
- целевой переподготовки управленческих кадров и создания кадрового потенциала в инновационной сфере.
Как правило, за 2-3 года достигаются следующие результаты:
- удвоение темпов роста объемов производства инновационной продукции;
- как следствие, рост в 1,4 - 1,6 раза объемов производства инновационной продукции, в 1,3 - 1,4 раза средней зарплаты в инновационном секторе с последующим их удвоением не более чем за 3-4 года.
- увеличение количества инновационно активных предприятий на 20-30 %:
- увеличение поступлений в доходную часть бюджета от инновационного сектора с возможностью их удвоения за 1 - 2 года;
Несмотря на то, что основной целью регулирования инновационной деятельности является сохранение и развитие инновационного потенциала, в целевых программных документах только нескольких субъектов РФ даны четкие формулировки целей по подъему экономики, повышению конкурентоспособности продукции, освоению прогрессивных технологий. Сложившаяся ситуация во многом связана с нерешенностью в региональной экономике ряда теоретических и методологических вопросов. Инновационная деятельность, направленная на реализацию научного знания (инновацию), нередко остается вне поля зрения экономических, социальных и экологических исследований.
Аналогичная ситуация наблюдается в среднесрочных программах социально-экономического развития, разработанных в ряде регионов. Из всех проанализированных программ более всего инновационная деятельность увязана со стратегией развития хозяйственных комплексов в «Стратегии развития Сибири», «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года».
Во многих других программах содержатся независимые друг от друга блоки социально-экономического и инновационного развития, что не позволяет определить вклад инновационного сектора в стратегию развития региона. Отсутствие данных о вкладе инновационной деятельности преуменьшает ее роль в решении региональных проблем. Не просматриваются пока основания для ее приоритетной поддержки.
По нашему мнению в Белгородской области удалось избежать многих ошибок в процессе решения проблем инновационного развития программно-целевыми методами. В областном Законе «Об инновационной политике на территории Белгородской области» дается четкое определение инновационной программы: «Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и сроками их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции (технологий)».
В 2003 году в Белгородской области была разработана и утверждена областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в промышленности Белгородской области на 2005-2008 годы» (далее – «Программа»). Она является основополагающим программным документом, определяющим параметры развития инновационной деятельности в области и механизмы реализации областной инновационной политики. Этот документ стал важнейшим нормативным актом государственной поддержки становления и развития в области инновационного бизнеса. Основные цели, задачи и содержание основных мероприятий Программы будут представлены в следующем разделе диссертационного исследования.
Кроме того, в рамках реализации второго этапа построения региональной инновационной системы в Белгородской области (РИС), а также инновационной Стратегии, предложенной проектом Концепции развития промышленности Белгородской области на период до 2015 года планируется разработка и реализация следующих областных целевых и ведомственных программ:
1. «Развитие элементов региональной инновационной системы в Белгородской области на период до 2015 года»;
2. «Развитие инновационно-технологических центров (технопарков) в Белгородской области на 2007-2012 годы»;
3. «Расширение исследований и разработок по приоритетным направлениям развития научно-технической и инновационной деятельности и перечню «критических технологий» Белгородской области на 2007-2013 годы.
4. «Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Белгородской области на 2007-2012 годы»;
5. «Развитие межотраслевой кооперации и субконтрактации промышленных предприятий Белгородской области на 2007-2011 годы»;
6. «Повышение конкурентоспособности предприятий Белгородской области для снижения негативных последствий от вступления России в ВТО на период до 1015 года»;
7. «Обеспечение профессиональной подготовки кадров для промышленных предприятий области» на 2008-2012 годы;
8. «Продвижение на внешние рынки продукции предприятий ОПК Белгородской области на период до 2013 года»;
9. «Расширение производства продукции двойного и гражданского назначения предприятий ОПК Белгородской области на период до 2008 года»;
10. «Развитие систем электронной коммерции в промышленности Белгородской области на 2008-2013 годы»;
11. «Развитие инфраструктуры оказания услуг в инновационной сфере промышленности области на 2008-2013 годы»;
12. «Модернизация приборной базы научно-производственного комплекса области на период до 2015 года»;
13. «Развитие ресурсосбережения в промышленности Белгородской области на 2008-2012 годы» и других.
В целях обобщения положительного опыта разработки региональных программ развития инновационной деятельности можно предложить укрупненную программно-целевую блок - схему разработки и реализации таких программ.
Этап 1. Подготовительный. Предварительная формулировка целей, определение сроков и этапов Программы, анализ сложившейся ситуации и тенденций, SWOT-анализ. Создание системы управления разработкой и реализацией Программы, включая механизмы и формы государственной поддержки, основные элементы региональной инновационной системы (РИС), включая инновационную инфраструктуру и инвестопроводящую сеть.
Этап 2. Оценка инновационного и экономического потенциала предприятий и муниципальных образований за плановый период (по критериям роста объема производства инновационной продукции и поступлений в бюджет от инновационного сегмента экономики). Выделение направлений развития в отраслевом разрезе. Обратная связь (2-1): если потенциал не достаточен для достижения цели, то цель корректируется.