рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
27

Во-вторых, в региональной статистике набор индикаторов, характеризующих специфические особенности отраслевого выпуска, издержек, цен, рентабельности, эластичности спроса всегда существенно разнообразен, что является важным фактором для оценки конкурентных преимуществ.

В-третьих, оценки экспертов субъективны, на них оказывают влияние политические, культурные, социальные, образовательные и другие факторы, что приводит к различиям в интерпретации одних и тех же экономических индикаторов и явлений.

В-четвёртых, при публикации обобщенных рейтинговых систем, за кадром остаётся система статистических индикаторов, на основе которых формируются итоговые оценки, что не позволяет проверить их объективность. Да и к самой системе используемых в статистике показателей инновационного развития региона имеются много вопросов, о чем будет сказано ниже.

Исходя из вышесказанного, можно сделать несколько выводов:

1. Структурно инновационный потенциал может быть рассмотрен как с точки зрения ресурсной компоненты, характеризующей возможности отдельных ресурсов для осуществления инновационной деятельности в регионе; так и результативной компоненты, отражающей результат реализации использования ресурсных возможностей, т.е. характеризующей достигнутый уровень инновационного потенциала.

2. Соответственно, для оценки фактического состояния инновационного потенциала необходима совокупность показателей, отражающих его ресурсную и результативную компоненты. Тем самым будет определена способность региона к осуществлению инновационной деятельности.

3. Для определения уровня достаточности потенциала должна быть разработана нормативная модель, характеризующая пограничные параметры его удовлетворительного и неудовлетворительного состояния.

4. Сопоставление фактических и нормативных показателей позволит выделить сильные и слабые стороны развития инновационных процессов. Это в конечном итоге послужит основой для разработки мероприятий, направленных на поддержание позитивных и преодоление негативных тенденций инновационного развития.

О. Москвина предлагает алгоритм оценки инновационного потенциала на региональном уровне, представленный в виде трех последовательно реализуемых этапов (см. табл. 2.1).

Таблица 1 - Таблица 2.1 Алгоритм оценки инновационного потенциала региона

Наименование этапа

Задачи этапа

I. Описание нормативной модели состояния инновационного потенциала через систему количественных и (или) качественных требований к ресурсным и результативным характеристикам потенциала.

Определение перечня показателей и их критических характеристик, применяемых для оценки инновационного потенциала региона.

II. Оценка фактического (текущего) состояния инновационного потенциала (с учетом разработанной нормативной модели).

Анализ рассогласования нормативных и фактических параметров потенциала - выделение его сильных и слабых сторон.

III. Характеристика возможных направлений усиления инновационного потенциала региона (с учетом результатов проведенного анализа).

Формирование инновационного профиля региона, его зонирование. Определение направлений реализации инновационных преобразований.

Значимую роль в использовании инновационного потенциала региона играет организация мониторинга инновационной сферы, предусматривающего многоаспектное исследование по выявлению тенденций и перспектив дальнейшего развития инновационных процессов.

По мнению О. Москвиной мониторинг инновационной сферы региона реализуется в качестве системы наблюдений за динамикой влияния научно-технических факторов, которая позволяет решить следующие основные задачи:

- организация наблюдения, получение достоверной, своевременной и объективной информации о ходе инновационных процессов;

- оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания научно-технических процессов;

- прогнозная оценка развития инновационной сферы региона на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу (выбор сценария развития);

- подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций развития;

- обеспечение в установленном порядке региональных органов управления, а также других заинтересованных лиц информацией, получаемой при проведении данного мониторинга.

Основными принципами мониторинга являются:

- преемственность, т.е. необходимость в максимальной степени использовать существующую систему наблюдений за состоянием инновационных процессов;

- целенаправленность, т.е. направленность всей системы мониторинга на решение конкретных задач;

- обеспечение сопоставимости информации по объему, качеству, срокам и методам получения;

- оперативность и своевременность;

- количественная определенность.

Можно выделить еще ряд позиций, таких, как непрерывность наблюдения за исследуемым объектом, развитие системы мониторинга на основе совершенствования используемого методического инструментария, технического оснащения, расширения наблюдаемых процессов, а также комплексный характер наблюдения, поскольку мониторинг одной отрасли требует отслеживания инновационных процессов и в других отраслях.

Базовыми компонентами формирования системы мониторинговых наблюдений выступают оценка и системный анализ инновационной сферы региона на основе ресурсных и результативных характеристик ее функционирования.

Показатели объема и структуры затрат на инновации представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности.

Показатели технологического обмена охватывают сделки по приобретению и передаче научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции.

Показатели инновационной активности рассматриваются с точки зрения внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов и характеризуют степень участия предприятий в осуществлении инновационной деятельности в течение определенного периода.

Мониторинг результатов инновационной деятельности имеет целью оценку итогов деятельности в инновационном секторе экономики.

Предлагаемый О. Москвиной набор показателей мониторинга ресурсов инновационной деятельности имеет свои достоинства и недостатки.

Возможности их применения для экономических систем типа России, регионы которой расположены в 9 часовых поясах и 6 климатических зонах, требует дополнительной теоретической проработки и методической адаптации. Однако, несмотря на имеющиеся трудности, этот подход может быть использованы для разработки оценочных моделей инновационного потенциала регионов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту