рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
10

- отказ государства от субсидий, принятие мер, направленных на повышение конкурентоспособности и улучшение регулируемой предпринимательской среды с помощью развития инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность; трансфер технологий; расширение сферы консалтинговых услуг;

- переход от традиционных крупномасштабных схем стимулирования к децентрализованному подходу в административном управлении; стимулирование создания новых фирм и проектов, а не поддержка уже существующих.

- сближение региональной и научно-технической политики, замену поиска внешнего решения региональных проблем поиском внутренних решений в самом регионе.

А. Румянцев подчеркивает, что в России имеет место самостоятельность регионов и относительная обособленность от общегосударственных направлений социально-экономического развития.

Эти черты достаточно отчетливо проявляются при формировании инновационной политики. Это позволяет рассматривать региональный инновационный процесс как ключевой фактор формирования конкурентоспособной экономики, базирующейся на продвижении к более высоким технологическим укладам и обеспечивающей увеличение ее вклада в решение проблем социально-экономического развития. Именно в региональном разрезе механизма управления способны формироваться достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений.

Полагаем, что представление регионов как самовоспроизводящихся хозяйственных систем мезоуровня с учетом современных требований конкуренции предполагает именно инновационную природу их развития. Саморазвитие региональной экономики может осуществляться преимущественно на основе реализации в ней «внутренних» нововведений, обеспечивающих эффективную диверсификацию производства и соответствующие структурные трансформации.

При этом, структурно-инновационная динамика в каждом конкретном регионе должна стать результирующим фактором как непосредственно регионального саморазвития (в рамках присущих региону воспроизводственных циклов), так и межрегионального взаимодействия в рамках глобальных инновационных процессов. То есть, сочетание собственно регионального и межрегионального (переходящего в глобальный) взаимодействия должно сформировать основное направление инновационных процессов и особенности их регионализации.

Инновационная экономика в регионе формируется под влиянием двух основных факторов:

создания условий для перехода на инновационный путь развития;

появления мотиваций у субъектов рынка для активизации инновационных процессов.

К первому фактору О. Москвина относит процесс образования инновационной сферы как самостоятельной отрасли хозяйствования. Во втором случае речь идет о предпринимательском факторе, который имеет возможности для инициации инноваций снизу. Оба рассмотренных фактора могут проявляться в полной мере и требуют формирования благоприятных условий для развития инновационной сферы.

М. Борлакова выделяет следующие предпосылки регионализации инноваций применительно к экономической сфере:

- усиливающееся влияние на инновационную динамику комплекса региональных факторов, что, в итоге, ведет к дальнейшей региональной стратификации инновационных процессов;

- наличие тесной взаимосвязи между инновационной деятельностью и региональной организацией экономики в целом;

- способность территориально локализованных экономических структур регионального уровня выступать в двуедином качестве внешней среды и специфического субъекта инновационных преобразований.

Мировой опыт показывает, что во всех странах, где идут процессы перехода в постиндустриальное информационное общество, структурные изменения происходили не сразу и не одновременно на всей территории, а сначала – в регионах, наиболее подготовленных к перестройке. В США такими районами были, прежде всего, Силиконовая долина (окрестности Сан-Франциско) и район Шоссе 128 (г. Бостон и территории, прилегающие к нему с северо-востока). В Японии аналогичные сдвиги происходили в промышленном поясе Токио – Осака: во Франции – в департаменте Иль-де-Франс, основную часть которого составляет Большой Париж; в Великобритании – в «коридорах» Лондон – Ливерпуль и Эдинбург – Глазго; в КНР – на территории прибрежных свободных экономических зон и т. д. Такие места сосредоточения высоких технологий демонстрировали быстрый рост промышленного производства, занятости, уровня жизни, резко контрастируя с регионами приходивших в упадок традиционных отраслей, где возникали массовая безработица и другие кризисные явления.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что структурно-инновационные параметры становятся предпосылкой важнейшего конкурентного преимущества, фактором устойчивого конкурентоспособного функционирования воспроизводственной системы региона, а инновационно ориентированное совершенствование структурных пропорций предстает целевым ориентиром региональной социально-экономической политики.

Основной проблемой формирования инновационного механизма остается создание финансово-экономического, производственно-технологического и организационного комплекса условий, способствующего возрождению и стимулированию инновационной активности в рыночной среде и обеспечивающего эффективное разрешение противоречий на регионально и межрегиональном уровнях.

Зарубежный опыт показывает достаточную эффективность применения различных механизмов и стимулирующих мер, применяемых государством. В приложении 1 представлена подробная структура государственной поддержки инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой [41].

Для решения проблемы инновационного развития необходимо сформулировать совокупность региональных целей и приоритетов развития научно-технической и инновационной деятельности, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Комплекс мероприятий по реализации этих целей мы рассматриваем как региональную инновационную политику. В узкоцелевом значении под региональной инновационной политикой обычно понимается деятельность государственных органов власти субъектов Федерации по определению и достижению целей инновационной стратегии для своих территорий. При этом региональная инновационная политика трактуется как процесс, направленный на воплощение результатов законченных научных исследований, разработок и иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в хозяйственной деятельности.

В Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы представлен более широкий контекст региональной инновационной политики, как составной части государственной научно-технической политики. Она представляет собой совокупность общественно-экономических отношений государства и его структур разного уровня с субъектами хозяйственной деятельности по поводу создания, преобразования и использования инноваций для обновления всех сфер жизнедеятельности людей на основе сбалансированности интересов всех участников научно-технологических и инновационных процессов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту