Инновационные процессы представляют собой постоянный и непрерывный поток превращения конкретных технических и технологических идей в новые технологии и доведения их до освоения непосредственно в производстве с целью получения качественно новой продукции.
Как общеупотребительный термин «инновация» не имеет определенного содержания. Инновации (нововведения) основываются на изобретениях, открытиях, заменяя старое воззрение новым, приводя, таким образом, к развитию общества и прогресса в целом. В менее широком понимании инновации трактуются как внедрение новых технологий, продуктов и форм материального производства.
Часто инновации рассматривается как сложная и диверсифицированная деятельность со многими взаимодействующими компонентами. Определение состава инновации затруднено тем, что большинство продуктов и создающих процессов являются сложными системами. Инновации определяют изменения свойств продукта и его компонентов, которые повышают его эффективность, включая характер услуг, которые он обеспечивает [1].
Инновации как историческое явление являются непременным условием жизнестойкости, динамичности, выживания и развития промышленных комплексов и общества в целом. Для понимания всей глубины этого общественно значимого явления необходимо, по мнению Ю. Морозова, постичь социально-экономическую природу инноваций [2]. Еще А. Смит говорил об «изобретении машин, облегчающих и сокращающих труд» [3].
Однако, до определенного периода развития социально-экономических систем инновации не имели полного категориального оформления. Это связано с неоднозначностью теоретических подходов как к интерпретации самой категории «инновация», определению ее классификационных признаков, так и к обоснованию методологии исследования и прогнозирования инновационных процессов.
В. Гусарова выделила три этапа эволюции экономической теории инноваций [4]: экономические учения об инновациях дорыночной экономики; экономические учения и экономическая теория инноваций нерегулируемых рыночных отношений; экономические учения инноваций периода коммуникативной, социально ориентированной экономики.
К экономическим теориям инноваций в области социально-экономических отношений можно отнести идеи Д. Рикардо о техническом прогрессе, воздействии улучшений в земледелии на ренту, землесберегающих нововведениях и т.д. В его труде «Начала политической экономии и налогового обложения» есть некоторые общие замечания относительно воздействия усовершенствованных методов производства на реальную заработную плату [5].
Д. Милль исследовал вопросы снижения издержек за счет внедрения посредством технических улучшений [6].
Б. Твисс основное внимание сконцентрировал на теории и методах стратегического управления технологическими нововведениями [7].
Технико-технологические, организационно-экономические и социально-экономические аспекты инноваций исследовал Кондратьев. Обосновав теорию больших циклов конъюнктуры, он связывал переход к новому циклу с волной изобретений и нововведений [8]. Автор обнаружил существование так называемых «больших циклов» или, как их называют за рубежом, «длинных волн», впервые указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Ученый исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. Н. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами [9].
Как экономическая категория «инновация» была обстоятельно исследована Й. Шумпетером, который понимал под ней использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения коммерческих задач и видел в инновациях источник развития экономических систем. По словам И. Шумпетера, «радикальные» инновации определяют облик крупных перемен в мире, тогда как «инкрементальные» инновации наполняют собой процесс изменений непрерывно [10].
Й. Шумпетером предложена классификация инноваций, включающая в себя:
1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (процессная инновация, новая для отрасли);
2) внедрение продукции с новыми свойствами (нового продукта или качественного изменения в существующем продукте);
3) разработка новых источников поставки сырья или других вложений;
4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5) появление новых рынков сбыта.
Следует отметить, что среди признаков инноваций отсутствует характеристика конечных результатов указанных процессов. Мы считаем, что кроме производственно-экономических инноваций следует выделять социальные, экологические и информационные инновации.
Применительно к экономике Й. Шумпетер предлагал осуществить «новые комбинации», основными видами которых являются:
Производство новых благ, т.е. еще неизвестных потребителям или создание нового качества того или иного блага.
Применение новых способов производства и коммерческого использования существующих благ, т.е. внедрение нового для данной отрасли промышленности метода производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие.
Освоение новых рынков сбыта, т.е. таких рынков, на которых до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена.
Освоение новых источников сырья или полуфабрикатов.
Изменение отраслевой структуры (создание или подрыв монополии)[11].
Особенностью теории Й. Шумпетера является стремление познать существующую традиционную экономическую реальность и на этом основании раскрыть сущность, содержание и формы инновационных процессов, которые инициируют динамичное развитие материального производства и вызывает потребность в крупных вложениях капитала. Перечисленные изменения можно отнести к действиям по созданию новых производств, продукции, а «осуществление новых комбинаций» - к инновационным изменениям, в которых впервые раскрываются экономическая сущность и природа категории «инновация» [12].
По Й. Шумпетеру центральным звеном новаторских процессов должен являться предприниматель. Новаторскую функцию предпринимателя ученый отделяет от функции капиталиста: предприниматель в чистом виде не обязательно обладает правом собственности на какое-либо имущество и, следовательно, не несет какого-либо риска (он выпадает на долю капиталиста, ссужающего предпринимателя деньгами). В то же время своим новаторским характером она отличается от обычных функций менеджера. Но предприниматель – это не изобретатель, а человек, экономически реализующий изобретения.
Роль предпринимателей-новаторов заключается в подготовке благоприятных условий для широкого появления предпринимателей-имитаторов и диффузии инноваций. Отметим, что объективные условия восприимчивости экономической среды к освоению базисных инноваций И. Шумпетером подробно не рассматриваются, хотя именно данный аспект является наиболее важным с точки зрения управления инновационными процессами.