Применение комплекса мер по развитию инновационной деятельности привело к ограниченному росту специфических показателей развития инновационной деятельности (см. табл. 3.19).
Таблица 3.19. Специфические показатели реализации Программы в Белгородской области
№ п/п |
Наименование показателя |
2004 |
2005 |
2006 (план) | |
1. |
Прирост числа малых предприятий инновационной сферы (ед.)*. |
50 |
85 |
135 | |
2. |
Количество подготовленных специалистов инновационной сферы (чел.) – по году. |
30 |
45 |
190 | |
3. |
Увеличение доли инновационно-активных предприятий (%) - нарастающим итогом. |
11 |
14 |
14,9 | |
4. |
Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме реализованной промышленной продукции (%) - нарастающим итогом. |
1,9 |
2,6 |
4,9 | |
5. |
Число ежегодно создаваемых элементов инфраструктуры РИС (ед.)**. |
6 |
10 |
13 | |
6. |
Увеличение количества реализующихся приоритетных для области инновационных проектов (ед.) - нарастающим итогом. |
12 |
20 |
25 | |
* - по данным Реестра малых и средних инновационных предприятий Белгородской области;
** - по данным Реестра организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности Белгородской области.
Однако к 2007 году стало ясно, что за счет усиления финансирования НИОКР запуск инновационно-технологического «рывка» в Белгородской области невозможен.
Кроме того, существенным препятствием в инновационном строительстве стала неопределенная позиция федерального центра, отсутствие четко прописанной роли регионов в этом процессе, отсутствие практических обоснований и методических рекомендаций построения Национальной инновационной системы РФ и ее региональных сегментов.
Иными словами, прежде чем совершенствовать региональную инновационную систему, необходимо четко сформулировать основную стратегическую цель и первоочередные задачи совершенствования РИС.
Мы считаем первоочередным приоритетом является предотвращение угрозы фрагментарного встраивания элементов РИС в общероссийскую национальную инновационную систему и в траекторию общемирового научно-технического прогресса.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих принципиальных задач:
- перестройка РИС в соответствие с поставленной целью, наличными ресурсами и внешними условиями;
- встраивание модернизированной РИС Белгородской области в НИС Российской Федерации;
- подготовка модернизированной РИС к выполнению государственных заказов на уровне областных суперпроектов (с позиции обеспечения технологической безопасности и приоритетов постиндустриального развития экономики региона и РФ);
- формирование областных механизмов организации фундаментальных и прикладных исследований в целях повышения капитализации их результатов;
- модернизация областной системы образования в целях повышения качества воспроизводства человеческого капитала;
- формирование государственной политики в сфере информационного обеспечения инновационных процессов в интересах создания благоприятного инновационного имиджа региона.
В настоящее время сфера возможных управленческих решений быстро сокращается. Наиболее вероятными выступают три варианта в рамках выстраиваемой РИС:
- повышение нормы эксплуатации «старых» ресурсов;
- импорт технологий (так называемые «заемные инновации»);
- модернизация экономики через организационно-институциональное развитие научно-технологического сектора.
Все эти варианта можно рассматривать в рамках модернизации сценария развития РИС.
Первая возможность представляет собой попытку оттянуть решение проблем инновационного развития.
Прогнозируемый рост спроса создаст вакуум новых продуктов и услуг, который должен будет заполняться в течение ближайших двух-трех лет, если не за счет Белгородских разработок, то за счет импорта технологий.
Применение «заемных инноваций» позволит добиться определенных успехов в среднесрочной (10-15 лет) перспективе: повысить технологическую культуру, улучшить качество человеческого капитала, при правильном расположении «точек роста» будет способствовать кластеризации в основных отраслях экономики области.
Однако этот выбор не обеспечивает глубокой инновационной перестройки экономки и научно-технического сектора, обрекает регион на догоняющее развитие. При серьезном изменении внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней российской экономической и политической обстановки регион оказывается уязвим в технологическом отношении.
Ставка на импорт технологий означает, что в инновационной сфере Белгородская область будет следовать стратегии инерционного развития. То есть усилия будут прикладываться лишь к решению критических проблем и к незначительному усовершенствованию уже сложившейся конструкции РИС.
В рамках этого сценария финансирование инновационных секторов экономики может осуществляться через областной бюджет (создание инфраструктурно-проводящей среды), через муниципальный бюджет (прежде всего, инновации, которые будут востребованы в связи с преобразованием жилищно-коммунальной сферы), через бизнес (в основном, на рынке технологий и на рынке образовательных услуг).
Кроме того, не меняя содержания РИС и ее организующих структур возможно:
- увеличивать бюджетное финансирование НИР и НИОКР;
- создавать и развивать общественные и корпоративные фонды, стимулирующие развитие прикладных исследований;
- привлекать на условиях гарантий областного бюджета частный венчурный капитал.
- сохранить с помощью системы областных заказов и расширения финансирования из федерального бюджета (ФЦП, гособоронзаказ и др.) научно-производственный комплекс области.