рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
19

В. Гусев, С. Бирюков считают, что для рассматриваемой проблемной области совокупность аспектов жизнедеятельности имеет следующий состав.

1. Сферы жизнедеятельности, охватываемые программой (экономическая; социальная; экологическая; нормативно – правовая; политическая; организационная).

2. Пространственные масштабы действия и влияния программы (межгосударственный; национальный).

3. Временные горизонты, учитываемые в программе (статика; вековая динамика; структурная динамика; производственная динамика; динамика материально-финансового обращения).

4. Стороны (субъекты), их интересы и цели (группы населения; организации; интересы; цели).

5. Способ и степень формализации (вербальное описание; схемы, диаграммы, состав и типы данных; структурный формализм, анализ динамики потоков, полуколичественные модели; количественные и имитационные модели, системные расчеты; формальная теория).

6. Уровень детализации (концептуальный; жизненное пространство; устойчивое развитие; децентрализованное планирование: система индикаторов; стратегический; тактический; оперативный).

7. Формы и механизмы управления (федеральная программа; децентрализованное планирование; региональная программа; управление инвестиционными проектами; использование фондовых механизмов, административное управление).

8. Типы задач, возникающих в процессе разработки (проблемно-целевой анализ; плановые расчеты; управление программами).

На данный момент целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении РФ.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально - экономических, организационно - хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

В работе с целевыми программами на федеральном уровне выделяются следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

- значимость проблемы;

- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;

- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития РФ, направления структурной и научно-технической политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, а также международные договоренности.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;

- система программных мероприятий;

- механизм реализации программы;

- организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;

- оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы;

- паспорт целевой программы.

Программно-целевой подход в инновационной сфере необходим в первую очередь для того, чтобы сконцентрировать в рамках федеральных программ имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем на основе создания и саморазвития национальной инновационной системы.

Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать, по сути, катализатором развития тех или иных направлений. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (в дальнейшем – «Стратегия»), вводит понятие федеральной целевой инновационной программы (ФЦИП), которая должна обеспечить ускоренное формирование научно-технической базы и реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ, перечня критических технологий РФ, не дублирующих тематику НИОКР иных отраслевых (секторальных) федеральных целевых программ технологического профиля.

Стратегией определены проблемы для программного решения на федеральном уровне:

1. Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, однако отсутствуют условия для его расширенного воспроизводства. Это обусловливает высокий риск деградации отечественной фундаментальной науки, утраты престижа России как научной державы.

2. Существуют разрывы в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям. Низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне недостаточном уровне экспорта технологий.

3. Ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

С 2002 года в России реализовывался ряд таких федеральных программ, в том числе федеральная целевая научно-техническая программа (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. Реализация ФЦНТП позволила добиться следующих качественных результатов:

- сформирована система определения приоритетов для государственной поддержки в научно-технологической сфере и обеспечена консолидация средств федерального бюджета на этих направлениях;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту