Система может быть дополнена специализированными печатными изданиями, организацией конкурсных механизмов. Регулирование должно осуществляться формированием регионального заказа на научные исследования и разработки, формированием и реализацией региональных целевых научно-технических программ.
Методы государственного регулирования деятельности научно-технической и инновационной сферы должны учитывать её специфику, состоящую в том, что она одновременно является сферой производства и социальной сферой. Входящие в состав научно-инновационного комплекса организации могут производить товарную продукцию, способную найти покупателей на рынках, и могут производить знания, не поддающиеся коммерциализации
Кроме того, мы считаем, что уже само развитие научно-инновационного комплекса представляет для общества ценность. Государство должно строить отношения с организациями научно-технического комплекса с учетом указанных особенностей.
В данной сфере необходимо сочетать рыночные и административные методы регулирования, в том числе:
- создание и поддержание конкурентной среды и предупреждение образования монополий ведущих организаций;
- целенаправленное формирование рынка научных услуг и рынка наукоемкой продукции, содействие образованию недостающих элементов рынка;
- поддержание устойчивого спроса на услуги научных организаций со стороны государства, поддержание стабильного бюджетного финансирования научных учреждений некоммерческого типа;
- привлечение научных организаций региона и представителей научной общественности к решению задач государственного регулирования (разработка научно-технических программ, программ социального и экономического развития, выработка приоритетных для региона направлений научно-технической и инновационной деятельности, формирование и реализация государственной инновационной политики).
Необходимо подчеркнуть, что инновационная деятельность имеет особенности, в силу которых она слабее поддаётся рыночному регулированию и нуждается в государственной поддержке. Эти особенности следующие:
- отдаленность и неопределенность результатов реализации конкретных проектов;
- трудность сохранения исключительных прав собственности на получаемые научные результаты;
- неотделимость во многих случаях научного результата от его создателей, необходимость сопровождения инновационных проектов.
Эти особенности снижают инвестиционную привлекательность научно-технической сферы и вынуждают государство дополнять рыночные механизмы государственными. В то же время в долгосрочной перспективе именно вложения инновационную сферу определяют устойчивость и темпы развития. Наиболее полное предвидение ожидаемых результатов может быть обеспечено при разработке долгосрочной политики в области научно-технической деятельности, образования и инновационной деятельности при участии представителей государства, научной общественности и предпринимательских кругов.
Необходимо предусматривать финансирование из бюджета субъекта федерации региональных научно-технических программ, включающих исследования фундаментального и прикладного характера, инновационную деятельность на предконкурентной стадии, использовать косвенные методы поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ
Белгородская область отличается от многих регионов России высоким научно-производственным и инновационным потенциалом. Научные исследования и научно-технические разработки ведут около 70 организаций, научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро, в которых работают более 100 докторов и 2000 кандидатов наук.
Для научно-технического комплекса области характерна высокая доля оборонного сектора, в научных организациях которого занято до 50 % специалистов, выполняющих более 60% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Наличие в Белгородской области большого количества промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и академических вузов способствовало концентрации высококвалифицированных специалистов в регионе, которые являются интеллектуальным потенциалом инновационного бизнеса области.
Этот тезис подтверждает тот факт, что Белгородская область занимает 3-е место в Центральном федеральном округе (ЦФО) после Москвы и Московской области по числу организаций, выполняющих исследования и разработки и по количеству оформленных заявок на ОИС и выданных патентов и охранных документов (см. табл. 3.1).
Несмотря на то, что начиная с конца 2004 года отмечен рост объемов научно-технических работ и количества заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, ситуация в целом в инновационной сфере продолжала оставаться сложной. В основных отраслях промышленности число крупных и средних предприятий, применяющих инновационные технологии, не превышало 14 %. Всего в последние годы промышленными предприятиями использованы только около 340 передовых технологий.
Для выработки основных приоритетов и направлений областной инновационной политики, четких практических рекомендаций по развитию инновационной деятельности в масштабах необходимо получить количественную и качественную оценку состояния инновационной сферы Белгородской области.
Таблица 3.1 Сведения об использовании объектов интеллектуальной собственности в 2003 году
Регион |
Подано |
Выдано | ||||||
Заявок на изобретения |
% в ЦФО |
Заявок на полезную модель |
% в ЦФО |
Патентов |
% в ЦФО |
Свидетельств |
% в ЦФО | |
ЦФО |
11718 |
100 |
3126 |
100 |
8517 |
100 |
3269 |
100 |
Белгородская |
87 |
0,74 |
25 |
0,80 |
72 |
0,85 |
29 |
0,89 |
Брянская |
53 |
0,45 |
18 |
0,58 |
41 |
0,48 |
22 |
0,67 |
Владимирская |
147 |
1,25 |
73 |
2,34 |
144 |
1,69 |
76 |
2,32 |
Белгородская |
518 |
4,41 |
117 |
3,74 |
469 |
5,51 |
136 |
4,16 |
Ивановская |
118 |
1,01 |
35 |
1,12 |
87 |
1,02 |
60 |
1,83 |
Калужская |
159 |
1,36 |
141 |
4,51 |
119 |
1,40 |
179 |
5,48 |
Костромская |
42 |
0,36 |
18 |
0,58 |
38 |
0,45 |
18 |
0,55 |
Курская |
148 |
1,26 |
49 |
1,57 |
133 |
1,56 |
55 |
1,68 |
Липецкая |
139 |
1,19 |
20 |
0,64 |
117 |
1,37 |
33 |
1,01 |
Московская |
2232 |
19,1 |
463 |
13,95 |
1573 |
18,47 |
451 |
13,80 |
Орловская |
173 |
1,48 |
40 |
1,28 |
170 |
2,00 |
47 |
1,44 |
Рязанская |
215 |
1,83 |
76 |
2,43 |
156 |
1,83 |
80 |
2,45 |
Смоленская |
71 |
0,61 |
16 |
0,51 |
38 |
0,45 |
28 |
0,86 |
Тамбовская |
85 |
0,73 |
8 |
0,26 |
85 |
1,00 |
6 |
0,18 |
Тверская |
165 |
1,41 |
82 |
2,62 |
119 |
1,40 |
87 |
2,66 |
Тульская |
301 |
2,57 |
77 |
2,46 |
262 |
3,08 |
70 |
2,14 |
Ярославская |
197 |
1,68 |
101 |
3,23 |
141 |
1,66 |
117 |
3,58 |
Москва |
6869 |
58,6 |
1767 |
56,53 |
4753 |
55,81 |
1775 |
54,30 |