рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
47

Для отражения основных тенденций, сложившихся в Белгородской области по развитию инновационной деятельности, рассмотрим опыт администрации Белгородской области по реализации областной инновационной политики в 2003-2006 годах.

Главной целью реализации действующей областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в промышленности области на 2005-2008 годы» (Программа) является создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода экономики области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.

Мы считаем, что за три года реализации региональной инновационной политики усилиями органов исполнительной власти области удалось выстроить основной каркас региональной инновационной системы в Белгородской области (РИС).

Созданы субъекты инфраструктуры поддержки инновационной деятельности («Региональный инновационный центр», «Инновационный патентно-правовой центр», «Инновационный информационно-консультационный центр» и др.), и растет объем предоставляемых им услуг. Созданы технопарки: «Калининский» на территории прошедшего процедуру банкротства ОАО «Белгородпресс», «Содружество» на базе ЗАО «Белгородский инновационно-технологический центр»; организована работа 3-х районных инновационных центров (города Россошь, Борисоглебск, Лиски).

Достаточно эффективно показали себя конкурсные механизмы долевого бюджетного финансирования на разработку и реализацию перспективных для экономики области инновационных проектов.

Государственную поддержку получили 20 перспективных для экономики области инновационных проектов, в том числе, за счет средств областного бюджета 8,8 млн. руб., Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере - 30,0 млн. руб. В результате выполнения НИОКР и технологических работ по этим проектам сохранено и создано новых более 300 рабочих мест, инвестировано собственных средств предприятий более 63,3 млн. руб. На реализацию этих проектов до 2010 года предприятия должны инвестировать 150,0 млн. руб. собственных средств .

Однако, практика двухлетней реализации данной программы показала, что при крайне низких объемах бюджетного финансирования (в т.ч. хроническое недофинансирование мероприятий Программы) не удалось преодолеть «инновационное сопротивление» .

Практика приложения «точечных усилий» в целом привела к достижению поставленных целей и решению задач Программы, но динамика инновационных показателей инновационного потенциала РИС Белгородской области говорит о затухании инновационного «всплеска», вызванного в первую очередь возобновлением государственных оборонных заказов на предприятиях ОПК, НИИиКБ области (см. табл. 3.18).

Таблица 7 -Таблица 3.18. Информация об инновационном потенциале Белгородской области

 

Ед. изм.

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

факт

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в %-х к ВРП субъекта РФ

%

1,3

1,2

1,7

1,9

1,6

1,5

1,4

Численность персонала, занятого исследованиями разработками, на 10 тыс. занятых в экономике области

На 10 тыс. чел.

130,8

118,7

120,5

120,6

132,7

131,3

130,0

130,8

Среднемесячная номинальная зарплата в науке, в % к зарплате в Белгородской области

%

103,8

90,9

114,3

117,9

130,4

123,6

133,5

132,9

Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации

%

5,0

5,3

20,1

14,5

12,5

13,2

13,6

12,0

Удельный вес предприятий, осуществляющих организационные инновации

%

-

-

31,7

29,2

20,9

26,0

30,7

25,6

Число принятых патентных заявок на объекты интеллектуальной собственности (ОИС)

Ед.

-

-

-

-

-

605

557

519

Однако низкая квалификация руководства созданных инфраструктурных организаций и ориентация на получение бюджетного финансирования не позволили им стать необходимыми предприятиям, и не обеспечили систематическую связь производства с вузовской наукой.

Осталась нерешенной ключевая проблема низкого спроса на инновации производственного сектора экономики области. Достаточно инертными в инновационном процессе показали себя вузы области.

Не произошло восстановления на большинстве предприятий области системы стимулирования рационализаторства и изобретательства. Процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности в рыночный оборот имеет единичный характер, и применяется при решении частных задач модернизации производственного цикла.

Приведенные во второй главе результаты исследований показали незаинтересованность большинства опрошенных руководителей предприятий в развитии собственной база НИОКР.

Несмотря на приведенные положительные примеры, инновационные процессы в Белгородской области по-прежнему протекают стихийно, финансирование носит узко избирательный характер и жёстко ограничено, инновационные идеи часто не доводятся до реального воплощения, что сокращает эффективность применяемых стимулирующих мер. Это происходит потому, что отдельные элементы инновационной системы работают разрозненно, несогласованно, преследуют собственные цели и по большей части самостоятельно ищут пути решения текущих задач.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту