Для отражения основных тенденций, сложившихся в Белгородской области по развитию инновационной деятельности, рассмотрим опыт администрации Белгородской области по реализации областной инновационной политики в 2003-2006 годах.
Главной целью реализации действующей областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в промышленности области на 2005-2008 годы» (Программа) является создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода экономики области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.
Мы считаем, что за три года реализации региональной инновационной политики усилиями органов исполнительной власти области удалось выстроить основной каркас региональной инновационной системы в Белгородской области (РИС).
Созданы субъекты инфраструктуры поддержки инновационной деятельности («Региональный инновационный центр», «Инновационный патентно-правовой центр», «Инновационный информационно-консультационный центр» и др.), и растет объем предоставляемых им услуг. Созданы технопарки: «Калининский» на территории прошедшего процедуру банкротства ОАО «Белгородпресс», «Содружество» на базе ЗАО «Белгородский инновационно-технологический центр»; организована работа 3-х районных инновационных центров (города Россошь, Борисоглебск, Лиски).
Достаточно эффективно показали себя конкурсные механизмы долевого бюджетного финансирования на разработку и реализацию перспективных для экономики области инновационных проектов.
Государственную поддержку получили 20 перспективных для экономики области инновационных проектов, в том числе, за счет средств областного бюджета 8,8 млн. руб., Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере - 30,0 млн. руб. В результате выполнения НИОКР и технологических работ по этим проектам сохранено и создано новых более 300 рабочих мест, инвестировано собственных средств предприятий более 63,3 млн. руб. На реализацию этих проектов до 2010 года предприятия должны инвестировать 150,0 млн. руб. собственных средств .
Однако, практика двухлетней реализации данной программы показала, что при крайне низких объемах бюджетного финансирования (в т.ч. хроническое недофинансирование мероприятий Программы) не удалось преодолеть «инновационное сопротивление» .
Практика приложения «точечных усилий» в целом привела к достижению поставленных целей и решению задач Программы, но динамика инновационных показателей инновационного потенциала РИС Белгородской области говорит о затухании инновационного «всплеска», вызванного в первую очередь возобновлением государственных оборонных заказов на предприятиях ОПК, НИИиКБ области (см. табл. 3.18).
Таблица 7 -Таблица 3.18. Информация об инновационном потенциале Белгородской области
Ед. изм. |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
факт |
факт |
факт |
факт |
факт |
факт |
факт |
факт | ||
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в %-х к ВРП субъекта РФ |
% |
1,3 |
1,2 |
1,7 |
1,9 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
… |
Численность персонала, занятого исследованиями разработками, на 10 тыс. занятых в экономике области |
На 10 тыс. чел. |
130,8 |
118,7 |
120,5 |
120,6 |
132,7 |
131,3 |
130,0 |
130,8 |
Среднемесячная номинальная зарплата в науке, в % к зарплате в Белгородской области |
% |
103,8 |
90,9 |
114,3 |
117,9 |
130,4 |
123,6 |
133,5 |
132,9 |
Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации |
% |
5,0 |
5,3 |
20,1 |
14,5 |
12,5 |
13,2 |
13,6 |
12,0 |
Удельный вес предприятий, осуществляющих организационные инновации |
% |
- |
- |
31,7 |
29,2 |
20,9 |
26,0 |
30,7 |
25,6 |
Число принятых патентных заявок на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) |
Ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
605 |
557 |
519 |
Однако низкая квалификация руководства созданных инфраструктурных организаций и ориентация на получение бюджетного финансирования не позволили им стать необходимыми предприятиям, и не обеспечили систематическую связь производства с вузовской наукой.
Осталась нерешенной ключевая проблема низкого спроса на инновации производственного сектора экономики области. Достаточно инертными в инновационном процессе показали себя вузы области.
Не произошло восстановления на большинстве предприятий области системы стимулирования рационализаторства и изобретательства. Процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности в рыночный оборот имеет единичный характер, и применяется при решении частных задач модернизации производственного цикла.
Приведенные во второй главе результаты исследований показали незаинтересованность большинства опрошенных руководителей предприятий в развитии собственной база НИОКР.
Несмотря на приведенные положительные примеры, инновационные процессы в Белгородской области по-прежнему протекают стихийно, финансирование носит узко избирательный характер и жёстко ограничено, инновационные идеи часто не доводятся до реального воплощения, что сокращает эффективность применяемых стимулирующих мер. Это происходит потому, что отдельные элементы инновационной системы работают разрозненно, несогласованно, преследуют собственные цели и по большей части самостоятельно ищут пути решения текущих задач.