- отработаны механизмы поддержки инновационных проектов на стадиях инновационного цикла «генерация знаний - разработка и коммерциализация технологий»;
- создана организационная система, обеспечивающая согласование интересов государства, частного бизнеса и науки в реализации приоритетов технологического развития, включая существенное привлечение внебюджетных средств (до 50% по комплексным инновационным проектам).
Однако ведущими отечественными экспертами отмечаются несколько главных проблем:
распыление бюджетных средств;
региональные диспропорции;
- не качественно отстроенная система экспертизы проектов, не всегда понятные сроки принятия решений;
- заявление большого количества проектов, не соответствующих критериям результативности программы.
В 2006 году Правительством РФ одобрена концепция федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».
В рамках реализации программы предполагается создание системы формирования совместных оценок перспектив научно-технического развития страны в глобальном масштабе, а также организация максимально независимой системы отбора исследовательских проектов, получающих финансирование из государственного бюджета. Приоритетными тематическими направлениями реализации программы станут наносистемы и материалы, технологии живых систем, рациональное природопользование, перспективная и возобновляемая энергетика, перспективные технологии в информатике и электронике и др.
В продолжение и развитие федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы на уровне Правительства РФ утверждена концепция федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы.
Основными целями программы являются развитие инновационного потенциала отечественной промышленности на основе создания прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, в первую очередь и восстановление утраченных технологий, сохраняющих свое стратегическое значение для безопасности и экономического развития страны.
В качестве целевых индикаторов и показателей реализации программы выделяются:
- количество готовых к передаче в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта;
- уровень развития технологий по основным технологическим направлениям по отношению к мировому уровню;
- количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты интеллектуальной собственности, полученные в процессе выполнения программы.
Отбор мероприятий для включения в программу будет осуществляться на базе использования следующей системы критериев:
1. Влияние на достижение приоритетных целей государственной политики (безопасность страны, экономический рост, здоровье нации, экологически благополучная среда обитания и др.).
2. Масштаб действия мероприятия (многоотраслевой, межотраслевой, отраслевой).
3. Степень влияния на конкурентные позиции отечественных товаропроизводителей в наукоемких секторах рынка.
4. Уровень замещения импортной продукции.
5. Влияние на ресурсосбережение.
Мероприятия вышеуказанных федеральных программ в совокупности будут охватывать все приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ и предусматривать проведение работ по развитию большинства критических технологий, включенных в утвержденный Перечень критических технологий РФ. Кроме того, учитывая отраслевые особенности экономики страны и перспективы их развития в рамках Национальной инновационной системы РФ, Стратегией предлагается разработка и реализация комплекса целевых и ведомственных программ.
При отсутствии программной поддержки в сфере развития науки и инноваций вероятный сценарий развития событий в России приведет к «сжатию» государственного сектора исследований и государственного образования; сокращению сегмента «корпоративной науки», сконцентрированной в ограниченном числе крупных российских и транснациональных корпораций; созданию сети малых предприятий, обслуживающей средний бизнес и удовлетворяющей спрос на мелкие инновационные проекты (адаптация зарубежных технологий к специфическим условиям и т.п.). В этом случае в качестве основных рисков можно выделить:
- сохранение сегментации и неполноты НИС (отсутствие связей между государственным сектором образования и исследований и негосударственным сектором ОКР, при отсутствии промежуточного сектора прикладных исследований);
- усиление зависимости экономики от зарубежных производителей технологий, формирование устойчивого отставания в технологиях (технологический уклад n-1 от уровня лидеров);
- отток наиболее талантливых кадров в сфере науки и инноваций в другие страны или в иные сферы деятельности.
В связи с этим мероприятия целевых, ведомственных и других программ в научно-технической и инновационной сфере федерального уровня должны предусматривать реализацию технологических заделов в виде конкурентоспособной наукоемкой продукции, в том числе за счет активного использования инновационного потенциала региональных экономик.
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важнейших средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс «проблемных» регионов - депрессивных, слабо развитых, осваиваемых, а также промышленно развитых и инновационно-активных, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи.
Целевые региональные программы - наиболее активные методы регулирования рыночной экономики, интеграции государственных коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизацией усилий для осуществления крупных проектов проведения региональной политики.
О. Коломийченко, В. Рохчин пишут, что региональное целевое программирование является инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии.
Комплексное планирование регионального развития проводится в двух направлениях – общетерриториальном и программно-территориальном. В целевых инновационных программах используется методический подход и общие принципы планомерности, приоритетности национальных интересов, целенаправленность, комплексность, адресность.
Методологическая база управления программой развития региона использует концепцию распределенного децентрализованного управления и индикативного планирования. Её суть состоит в том, что основная часть проработки и реализации планов развития территорий производится на местах. Роль центра состоит в координации и увязке региональных планов, обоснованном распределении финансовых средств, проведении эффективной научно-технической и инновационной политики, маркетинговых и других исследованиях, предоставлении информационной помощи.