Основой развития страны является региональная научно-техническая и инновационная политика. Согласно нормативным документам РФ она определяет вектор инновационного развития на федеральном уровне и намечает пути совершенствования инновационной деятельности регионов на основе:
1. Утверждения региональных Приоритетных направлений развития инновационной сферы, в целях концентрации ресурсов региона на важнейших направлениях социального и экономического развития. Основаниями для установления региональных приоритетов являются:
- перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ и перечень критических технологий РФ;
- предложения научной общественности субъекта РФ;
- данные инновационного прогноза (в части организации выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции), направления программ социально-экономического развития регионов и результаты их исполнения, другая информация о потребностях экономики региона.
Приоритеты должны оформляться документально в виде утвержденного перечня направлений научно-технической или инновационной деятельности, включая критичные технологии, или в виде структуры утвержденной органами государственной власти субъекта РФ региональной научно-технической или инновационной программы либо научно-технического раздела региональной программы социально-экономического развития.
Выделение приоритетов является основанием для финансовой поддержки научно-технической и инновационной деятельности за счет бюджетных средств субъекта РФ, а также средств федерального бюджета в случае долевого финансирования программ и проектов.
При установлении региональных приоритетов научно-технической деятельности необходимо исходить из перспектив освоения промышленностью рыночных ниш с помощью внедрения новых технологий, а также решения наиболее острых проблем региона (социальных, экологических).
Выбор приоритетных направлений и критических технологий должен осуществляться исходя из региональных прогнозов и краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития региона. В прогнозах и программах развития делается оценка ресурсных возможностей региона, опыта реализации научно-технической и инновационной политики других регионов.
Утверждение региональных приоритетов будет являться основанием для формирования государственного заказа на исследования и разработки, на поддержку инновационной деятельности, на применение других мер государственной поддержки.
Одним из направлений государственной инновационной политики является развитие инновационной инфраструктуры, что предусматривает создание сети организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе. В зависимости от объемов спроса на инфраструктурные услуги со стороны научно-технического комплекса инфраструктурные функции могут выполнять как малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, так и специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой.
Создание региональной инновационной инфраструктуры активно ведется с начала 90-х годов. Наибольшее распространение получили такие организационные формы как научно-технологические парки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры. Создание этих центров при поддержке федерального бюджета помогло формированию материальной основы инфраструктуры региональной инновационной системы. В этой связи целесообразно использование опыта создания инфраструктуры в Московской области, где концентрация научно-технических комплексов наиболее высока.
Мы считаем, что существенным недостатком действующей инфраструктуры является неспособность в большинстве случаев работать самостоятельно, без бюджетной поддержки, что обусловлено как недостаточной подготовкой менеджмента, так и неразвитым спросом на научно-технические услуги и инновации.
Все это обусловливает необходимость разработки и реализации нового подхода к инфраструктурному обеспечению научно-технической и инновационной деятельности. Его главное отличие состоит в том, что вместо разрозненного создания на местах отдельных инфраструктурных элементов должно идти построение рыночно ориентированных инфраструктурных комплексов. При этом рыночная ориентация комплекса будет определяться его способностью обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современной экономики и возможностями быстрой адаптации к изменениям спроса на инфраструктурные услуги по объему, составу и качеству.
Из общих принципов формирования инновационной инфраструктуры субъекта РФ необходимо выделить следующие:
- инновационная инфраструктура должна носить комплексный характер, оказывать услуги на всех этапах инновационного процесса;
- организации инновационной инфраструктуры должны координировать свои действия при оказании услуг (работать не как отдельные организации, а как единый механизм), а также взаимодействовать с аналогичными организациями из других субъектов Российской Федерации для обмена опытом.
По стоимости и времени создания инфраструктура должна быть адекватной реально имеющемуся научно-техническому, производственному и образовательному потенциалу. При этом следует иметь в виду, что в связи с ограниченностью бюджетных и иных средств, немедленное создание инновационной инфраструктуры, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, невозможно. Поэтому необходимо прежде всего создать основы комплексной инфраструктуры, обеспечить выполнение всего набора инфраструктурных услуг, сформировать условия и предпосылки для ее саморазвития, в том числе за счет привлечения средств частных инвесторов.
Мы считаем, что в некоторых случаях целесообразно создавать отдельные организации инфраструктуры не в каждом субъекте РФ, а на уровне нескольких субъектов РФ или федерального округа.
На начальном этапе формирования инновационной инфраструктуры необходимо провести инвентаризацию уже действующих организаций инфраструктуры и выявить эффективно работающие организации (необходимо сохранять и укреплять сложившиеся ранее и эффективно работающие системы и организационные элементы инфраструктуры с устранением существующих в их деятельности недостатков и создавать вновь только ее отсутствующие элементы).
Опыт развитых стран мира подтверждает, что инновационная инфраструктура во многом определяет темпы развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. В условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура должна обладать набором таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабах регионов и страны в целом.
По нашему убеждению, упомянутая совокупность должна содержать набор следующих свойств: