рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
42

Данный механизм распространяется на предприятия, использующие кредит на осуществление высокоэффективных инвестиционно-инновационных проектов в рамках «Программы экономического и социального развития Белгородской области на 2002 - 2006 годы».

В соответствии с постановлением администрации Белгородской области «О развитии инновационной деятельности в промышленности Белгородской области» создана и эффективно работает межведомственная комиссия по развитию инновационной деятельности в промышленности области.

Утверждению рекомендаций по внедрению инновационных стандартов, развитию рационализаторства и изобретательства на промышленных предприятиях области было посвящено распоряжение АВО «О мерах по развитию инновационной деятельности на предприятиях Белгородской области».

В целях стимулирования повышения уровня профессионализма инженерных кадров области и престижа инженерных профессий, принято постановление администрации Белгородской области «О проведении ежегодного областного конкурса «Инженер года».

В настоящем исследовании рассмотрены основные документы нормативной базы инновационной деятельности в Белгородской области. Вместе с тем, она включает значительное количество других нормативных, направленных на регулирование и решение тактических и прикладных задач развития РИС.

Мы считаем, что по мере совершенствования РИС и возникновения новых проблем, связанных, например, с установлением благоприятного налогового климата, регулированием вопросов защиты и использования объектов интеллектуальной собственности, развитием системы венчурного финансирования инноваций, нормативная база должна пополняться новыми правовыми актами.

Например, в 2005 году в Белгородской области были созданы несколько технопарков. В целях создания необходимых условий для обеспечения государственной (областной) поддержки новых форм предпринимательства в научно-технической сфере (технопарки, ИТЦ) в регионе был утвержден областной Закон «О технопарках в Белгородской области».

Поскольку Белгородская область является первой среди субъектов РФ, где принят такой закон (на федеральном уровне также нет аналогичной нормативной базы), считаем целесообразным привести несколько основных понятий, используемых в законе:

Технопарк – форма организации инновационной деятельности научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, организаций инновационной инфраструктуры, производственных предприятий или их подразделений, компактно располагающаяся на обособленной территории.

Резидент технопарка – организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, реализующие инновационный проект на территории технопарка и пользующиеся его инфраструктурой.

Управляющая организация технопарка – организация, которая привлекает и размещает резидентов технопарка на его территории, обеспечивает предоставление им сервисных услуг и управляет технопарком.

Инфраструктура технопарка – совокупность офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Базовая организация технопарка – промышленное предприятие, конструкторское бюро, научно-исследовательская организация, высшее учебное заведение, предоставляющие территорию, производственные и офисные площади, необходимое оборудование и другие ресурсы, необходимые для организации деятельности технопарка на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Несмотря на наличие в области основных базовых нормативных актов в инновационной сфере, существует множество нерешенных проблем, требующих своего решения методами нормативно-правового регулирования.

В процессе формирования нормативно-правовой базы инновационной деятельности некоторыми авторами предлагается подход, суть которого заключается в составлении «правовой матрицы», которая позволит системно охватить все процессы, происходящие в настоящее время в инновационной сфере Российской Федерации и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

Основополагающими элементами матрицы являются:

- перечень субъектов и объектов инновационной деятельности, где каждый субъект или объект соответствует строке матрицы;

- перечень направлений мер государственного (областного) регулирования и поддержки субъектов и объектов инновационной деятельности, где каждое направление соответствует столбцу матрицы.

Содержание матрицы представляет собой таблицу мер государственного регулирования и поддержки применительно к каждому субъекту или объекту, то есть, по существу, содержание нормативно-правовой базы.

Первоочередной задачей при разработке базового регионального законодательства должно стать определение полного состава субъектов инновационной деятельности, поскольку именно они вступают в экономико-правовые и производственно-технологические отношения друг с другом и государством.

Все нормативные акты должны приниматься в интересах конкретных субъектов инновационной деятельности. Аналогично нужно определить и объекты, поскольку им принадлежит существенная роль в отношениях между субъектами. В разрабатываемом пакете нормативно-правовых актов должны быть четко названы меры регулирования, льготы и другие формы государственной поддержки для каждого субъекта инновационной деятельности.

Для того чтобы разрабатываемые нормативный документ или пакет документов были максимально приближены к условиям реальной деятельности, список субъектов и объектов предполагается составлять, опираясь на практический опыт развития инновационного бизнеса в мире, России и субъектах РФ.

Опора на практическую деятельность гарантирует, что ни один важный субъект не будет упущен в процессе рассмотрения.

Точно также выделяются и объекты инновационного процесса, фигурирующие в экономико-правовых и производственно-технологических отношениях между субъектами.

1. Главный субъект инновационной деятельности: инновационное предприятие.

Критериями инновационности выступают:

- объем выполняемых НИОКР,

- наличие используемых патентов, авторских прав, ноу-хау, нового или усовершенствованного продукта.

2. Субъекты сферы генерации знаний:

2.1. Инноватор, изобретатель (физическое лицо, обладающее интеллектуальной собственностью или создающее ее).

2.2. Государственные учреждения - НИИ, вузы, ГНЦ (юридические лица).

2.3. Коммерческие организации, осуществляющие НИОКР.

3. Субъекты управления инновационной деятельностью:

3.1. Инновационный управляющий (физическое лицо, управляющее инновационным проектом).

3.2. Компания, управляющая инвестициями в инновационные проекты (юридическое лицо).

4. Субъекты финансирования инновационной деятельности:

4.1. Инновационные инвесторы (физические и юридические лица, инвестирующие в инновационные проекты непосредственно, в т.ч. бизнес-ангелы, или через инвестиционные механизмы - фонды прямого инвестирования, венчурные фонды и т.д.).

4.2. Государственные фонды поддержки изобретателей, инноваторов и инновационных компаний на безвозвратной и возвратной основе,

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту