рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
55

Учитывая вступление России в ВТО и неизбежное повышение цен на энергоносители для внутренних потребителей, одной из основных задач становится проведение в основных отраслях экономики региона комплекса мер по ресурсосбережению. Мы считаем на современном этапе жизненно необходимо выработать и проводить активную региональную энергосберегающую политику. Исследования показывают, что энергоемкость технологических процессов в промышленности в 2,5-3,0 раза выше, чем в развитых странах мира. Около одной трети используемых энергоресурсов расходуется непроизводительно вследствие несовершенства технологии, а также отсутствия учета и контроля расходования топлива и энергии. Необходима разработка и внедрение во всех отраслях экономики региона, новых технологий обеспечивающих надежность, уменьшающих энергоемкость, материалоемкость, обеспечивающих безопасность работ и экологическую безопасность.

Кроме этого, учитывая значительную площадь сельскохозяйственных угодий области, важным направлением инновационной политики, будет являться организация производства, и внедрение инновационно-технологической продукции для переоснащения Белгородского агропромышленного комплекса технологиями нового поколения в соответствии с региональной целевой программой.

Следует отметить, что развитие высокотехнологических производств весьма перспективно, но международный рынок такой продукции поделен, и получить значительный сектор такого рынка достаточно трудно. В этих условиях естественно сделать ставку на инновационный комплекс, тем более что такое решение соответствует общемировому постиндустриальному развитию.

Решение этой задачи сопряжено с рядом трудностей, но, во всяком случае, не подразумевает необходимость «догонять» ушедших далеко вперед конкурентов. Ни одно государство, в рамках территориально обособленных инновационных кластеров пока не смогло создать у себя полноценной постиндустриальной инновационной экономики. В этой ситуации шансы есть у всех, и положение Белгородской области, которая имеет значительный научный и технологический потенциал вкупе с традициями инновационного мышления, представляются значительными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.

1. Инновация по своей природе двойственна и представляет собой одновременно новый прогрессивный результат и процесс его получения, выраженный в совокупности действий, направленных на создание и распространение новшеств, удовлетворяющих конкретные общественные потребности. Учитывая двойственность инновации, ее содержание может быть определено через основные свойства, которые проявляются в ходе создания и реализации нововведения.

Для практического применения региональными органами власти целесообразно классифицировать инновации по укрупненным признакам, которые можно использовать в качестве базовых: характер результата и область инновационного применения; масштабы инноваций; вид эффекта, получаемого в результате инновации; фаза жизненного цикла товара; темпы осуществления инноваций; уровень новизны. В соответствии с классификационными признаками и их характеристиками разработан состав методов и инструментов управления, реализуемых региональными структурами или иными экономическими субъектами с их участием, включающий 32 позиции, дифференцированные по классификационным признакам.

2. В связи с принятием на федеральном уровне концепции поляризованного развития регионов и учитывая совокупность социально-экономических и институциональных условий регионов, обладающих инновационным потенциалом, главная задача органов регионального управления состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере в полях стратегического прорыва. Роль государства состоит в том, чтобы сбалансировать интересы бизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические приоритеты со стратегическими долгосрочными перспективами. Государственное участие в финансировании научных проектов должно стать, по сути, катализатором развития тех или иных направлений.

Инновационная политика в регионах должна иметь селективный, строго избирательный характер, ориентированный на узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня на основе активизации интеллектуальной составляющей инновационного потенциала, концентрации основной части ограниченных материальных, финансовых, интеллектуальных, организационных ресурсов.

3. Анализ фактического состояния инновационных процессов и мнения менеджеров предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в составе факторов, препятствующих инновациям, доминируют финансовые (недостаток собственных средств и финансовой поддержки предприятий). В то же время, в совокупности, факторы нефинансового плана преобладают. Достаточно четко выделяются факторы, на которые можно оказывать воздействие организационными мерами со стороны органов власти и управления: низкий платежеспособный спрос на новые продукты; высокий экономический риск; длительный срок окупаемости нововведений; низкий инновационный потенциал предприятий; недостаток квалифицированного персонала; недостаток информации о новых технологиях; недостаток информации о рынках сбыта; недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями; низкий спрос со стороны потребителей инновационной продукции; неопределенность сроков инновационного процесса.

4. Для создания эффективной Национальной инновационной системы, как институциональной основы региональной инновационной политики, необходимо разработать федеральную нормативную базу, включающую: рамочный Федеральный Закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»; законы: «О секретах производства, ноу-хау»; «О служебных изобретениях»» «О передаче технологий»; «О распоряжении правами на государственные результаты научно-технической деятельности»; «О научно-технической информации»; «О контроле за экспортом технологий»; «О стимулировании коммерциализации технологий».

В рамках федеральной концепции стимулирования инновационной деятельности необходимо определить: состав субъектов инновационной деятельности и принципы построения их отношений; основные направления и систему мер государственной поддержки инновационной деятельности, формы и методы государственного участия на всех этапах инновационного процесса; правовой режим венчурных фондов и компаний с венчурным капиталом и т.д.

5. При обосновании решения проблем инновационного развития регионов программными методами на федеральном и региональном уровнях должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития РФ, направления структурной и научно-технической политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, а также международные договоренности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту