4.3. Венчурные фонды (частные, государственные, частно-государственные).
4.4. Фонды прямых инвестиций.
4.5. Коммерческие банки.
4.6. Организации, предоставляющие гарантии по кредитам.
5. Субъекты инфраструктуры поддержки инновационной деятельности:
5.1. В производственно-технологической сфере:
- технико-внедренчесие парки.
- инновационные бизнес-инкубаторы.
- инновационно-технологические центры др.
5.2. В информационно-консультационной сфере:
- консалтинговые организации.
- центры трансфера технологий.
- коучинг-центры и др.
6. Субъекты государственного и общественного регулирования инновационной деятельности:
6.1. Государственные органы регионального уровня, реализующие инновационную политику.
6.2. Общественные объединения, представляющие и защищающие интересы участников инновационной сферы.
7. Субъекты потребления инновационной продукции:
7.1. Государственные и частные предприятия – потребители инновационной продукции.
7.2. Физические лица – потребители инновационной продукции.
Далее приведен перечень объектов инновационной деятельности:
1. Объекты интеллектуальной собственности: патенты, авторские свидетельства, свидетельства на полезные модели и т.д.
2. Инновационная продукция – продукция (услуги), которая в течение последних трех лет подвергалась разной степени технологическим изменениям (в результате осуществления продуктовых и процессных инноваций).
2. Объекты инновационного производства: технологии, оборудование.
3. Инновационные проекты – комплексы обособленных мероприятий по развитию инновационной деятельности в рамках производственно-хозяйственной деятельности предприятия, имеющие конечные временные и финансово-экономические показатели по их реализации и целью которых является выпуск инновационной продукции:
3.1.Региональные инновационные суперпроекты и целевые программы.
3.2.Инновационные проекты частных предприятий.
Следующим шагом после составления перечня субъектов и объектов с опорой на практическую деятельность является выработка понятийного аппарата региональной нормативно-правовой базы инновационной деятельности.
Понятийный аппарат приблизит первоначальный субъектно-объектный состав, полученный в конкретной деятельности, к существующей юридической практике и превратит его в субъектно-объектный состав в нормативно-правовом поле, пригодный для использования в юридической и управленческой сфере.
На данном этапе работы выявляется список тех субъектов и объектов, которые отсутствуют в действующих нормативно-правовых актах, но имеют первостепенное значение в практической деятельности и, следовательно, должны быть введены в юридический обиход.
В результате проделанной работы окончательный вариант субъектно-объектного состава претерпит изменения, но вместе с тем он сохранит первоначальный охват и полноту.
Адресные меры регулирования и поддержки инновационной деятельности, вводимые в рамках разрабатываемой нормативно-правовой базы, должны быть адекватны текущим потребностям в них и должны отбираться исходя из тщательного проведенного анализа.
Ниже приводится примерная классификация адресных мер по применяемому инструментарию: правовые; организационные; налоговые; финансовые; информационные. Данный список не является окончательным, и после проведения подробного анализа он, безусловно, будет расширен новыми направлениями.
В таблице 3.16 представлен метод разработки структуры и содержания региональной нормативно-правовой базы инновационной деятельности на основе «правовой матрицы».
Его суть состоит в том, что весь процесс подготовки нормативно-правового документа или пакета документов наглядно описывается через составление, строки которых соответствуют субъектам и объектам инновационной деятельности, а столбцы – различным направлениям мер поддержки и регулирования: правовому, административно-организационному, финансовому, налоговому т.д.
Вначале составляется матрица проблем, в каждой клетке которой указываются актуальные проблемы, касающиеся соответствующего субъекта (объекта), которые требуются разрешить в рамках инновационного законодательства.
Затем составляется матрица анализа, в каждой клетке которой указывается полное или частичное решение соответствующей проблемы в мировом, российском и действующем региональном законодательстве.
И, наконец, в соответствующей клетке матрицы мер или «правовой матрицы» на основании проведенного анализа прописываются конкретные меры поддержки и регулирования того или иного субъекта.
Матрица мер, в свою очередь задает структуру и содержание базового нормативно-правового документа или пакета документов. Кроме этого, выделяются возможные поправки для уже существующих, нормативных актов (см. табл. 3.16).
Таблица 4 - Таблица 3.16. Фрагмент структуры матриц анализа, проблем и мер
Субъекты и объекты инновационной деятельности |
Меры государственной поддержки и регулирования | ||||
правовые |
финансовые |
организационн. |
налоговые |
информационные | |
Научно-производственные комплексы, НИИиКБ (преимущественно сферы ОПК) | |||||
Крупные инновационно-активные промышленные предприятия частного сектора (машиностроение, электроника и т.д.). | |||||
Государственные научные и образовательные учреждения (НИИ, вузы, ГНЦ) | |||||
Малое предприятие в научно- технической сфере | |||||
Организации производственно-технологической поддержки инновационной деятельности (технопарки, бизнес-инкубаторы) | |||||
Организации информационно-консультационной поддержки инновационной деятельности (ИТЦ, ЦТТ) | |||||
Изобретатель, инноватор |